Презентация, доклад логопеда Ах, эти сложные слова

Содержание

Не секрет, что словарной работе в школе уделяется недостаточно времени и внимания . Сделать процесс усвоения трудных слов более

Слайд 1«Ах, эти
«сложные» слова…»

Презентация
Учителя-логопеда ГБОУ СОШ №574
Невского р-на

СПб
Смирновой Ирины Владимировны
«Ах, эти «сложные» слова…»  ПрезентацияУчителя-логопеда ГБОУ СОШ №574 Невского р-на СПбСмирновой Ирины Владимировны

Слайд 2

Не секрет, что словарной работе в школе уделяется недостаточно времени и внимания .
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая творческого подхода, основанного на знаниях психологии, а также принятия нестандартных решений.
Поэтому важным является соблюдение ряда условий запоминания словарных слов:
создание ситуации успеха (мотивация): ребенок сам стремится запомнить то, что нужно;
интересованность: быстрее запоминается то, что вызывает у ребенка интерес;
живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;
образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.



Не секрет, что словарной работе в

Слайд 3 Усвоение «трудных» слов будет более

продуктивным при использовании различных приёмов, включающих:
«усиленное утрированное» запоминание буквы в слове (орфографическое проговаривание), базирующегося на взаимодействии речедвигательного, кинестетического, тактильного, слухового анализаторов.
Использование зрительных, графических, звуковых ассоциаций ( предметные картинки, анимация).
Конструирование слов.
Проведение этимологического анализа слов (изучение происхождения и значения слова).
Расширение семантического поля (составление различных словосочетаний, предложений, разучивание стихов с «трудными словами»).
Многократное повторение и написание слов (как отдельно, так и в тексте).
Усвоение «трудных» слов будет более продуктивным при использовании различных приёмов, включающих:

Слайд 4 Словарная работа должна обхватить все компоненты языка.

Словарная работа должна обхватить все компоненты языка.

Слайд 5 Изучение «трудных» слов желательно начинать с

подбора одной тематики.
Это позволит обогатить лексику, расширить семантическое поле, сформировать лексико-грамматический строй речи, развить языковое чутье.
Из тематической группы будут легче усваиваются слова с написанием определенной гласной, например, «А», «О», «И».
Знакомство со словом:
Отгадывание загадки (активизирует внимание и познавательный интерес);
Предъявление карточки со словом и предметной картинки, акцентирование «опасного» места голосом и цветом.
Выполнение упражнений «Конструктор», «Шифровальщик» стимулирует слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез; избавляет от страха невыполнения.
Изучение «трудных» слов желательно начинать с подбора одной тематики.

Слайд 6
Активизировать внимание, мыслительные операции и

орфографическую зоркость помогут:
упражнения «Выбери правильную гласную».
Написание необычных диктантов, в которых «опасное» место зашифровано картинкой;
выборочный диктант на заданную гласную.
Письмо слов по памяти после предъявления ряда.
Игра «Четвертый лишний».

Активизировать внимание, мыслительные операции и орфографическую зоркость помогут:упражнения «Выбери правильную

Слайд 7 При усвоении «словарных» слов важную роль

играет изучение происхождения слов, работа с энтомологическим словарём. Это активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор.
В игре «Граматей» предлагается разгадывать ребусы, решать «грамматические примеры», исправлять ошибки в словах. Такой вид работы поможет закрепить знания о структуре слов, развить суффиксальное словообразование.
Всегда интересны упражнения на составление различных словосочетаний, обучающих согласовывать в роде, числе и падеже имена прилагательные и существительные.
Игра «Посчитай-ка» формирует навык и умения согласования числительных с существительными.
Разнообразие упражнений делает работу живой и продуктивной.
При усвоении «словарных» слов важную роль играет изучение происхождения слов, работа с

Слайд 8
На синтаксическом уровне ставится задача закрепления

навыка употребления словарных слов.
Упражнения «Вставь пропущенные буквы», «Путаница», «Мудрые пословицы» «Прочитай и напиши» выполняются на материале весёлых стихов.
Для лучшего усвоения полезно многократное повторение в слух стихов, взаимопроверка при работе в парах.
Желаем творческих успехов!

На синтаксическом уровне ставится задача закрепления навыка употребления словарных слов.

Слайд 9КОНСТРУКТОР
род-нА

вод-зА

бо-та-рА

ши-на-мА

вай-трАм
н род

з

вод

р бота

м шина

тр мвай
КОНСТРУКТОРрод-нАвод-зАбо-та-рАши-на-мАвай-трАм   н   род   з   вод   р

Слайд 10КОНСТРУКТОР
рОд-гО

га-рО-дО

се-шОс

фёр-шО
г

р д

д р га

ш ссе

ш фёр
КОНСТРУКТОРрОд-гОга-рО-дОсе-шОсфёр-шО         г   р   д

Слайд 11КОНСТРУКТОР

ца-ул



ул ца
КОНСТРУКТОР ца-ул

Слайд 12КОНСТРУКТОР

ца-улИ



улИца
КОНСТРУКТОР ца-улИ

Слайд 13ШИФРОВАЛЬЩИК
атобАр
довАз
шиномА
дорАн
вймАрта

ШИФРОВАЛЬЩИКатобАрдовАзшиномАдорАнвймАрта

Слайд 14ШИФРОВАЛЬЩИК
агОрОд
дОрОг
ессОш
рёфОш

ШИФРОВАЛЬЩИКагОрОддОрОгессОшрёфОш

Слайд 15ШИФРОВАЛЬЩИК
ацИлу

ШИФРОВАЛЬЩИКацИлу

Слайд 16а
о
н род
а
Выбери правильную гласную

аон родаВыбери правильную гласную

Слайд 17о
р_ бота
а
а
Выбери правильную гласную

ор_ ботаааВыбери правильную гласную

Слайд 18о
м_ шина
а
а
Выбери правильную гласную

ом_ шинаааВыбери правильную гласную

Слайд 19о
з_вод
а
а
Выбери правильную гласную

оз_водааВыбери правильную гласную

Слайд 20о
тр_мвай
а
а
Выбери правильную гласную

отр_мвайааВыбери правильную гласную

Слайд 21а
д_рога
о
о
Выбери правильную гласную

ад_рога о оВыбери правильную гласную

Слайд 22а
ш_фёр
о
о
Выбери правильную гласную

аш_фёр о оВыбери правильную гласную

Слайд 23а
г_род
о
о
Выбери правильную гласную

аг_род о оВыбери правильную гласную

Слайд 24а
ш_ссе
о
о
Выбери правильную гласную

аш_ссе о оВыбери правильную гласную

Слайд 25е
ул_ца
и
и
Выбери правильную гласную

еул_ца и иВыбери правильную гласную

Слайд 26Весёлый диктант
Н род

З

вод

Р бота

М шина

Тр вай

ул ца

Д рога

Г д

Ш ссе

Ш фёр

Весёлый диктант Н        родЗ

Слайд 27Четвертый лишний

Четвертый лишний

Слайд 28Картинный диктант

Картинный диктант

Слайд 29Картинный диктант

Картинный диктант

Слайд 30Диктант по памяти

Диктант по памяти

Слайд 31СЛОВОСОЧЕТАЛКИ
Старинная ца-улИ
Русский род-нА
Крупный вод-зА
Любимая бо-та-рА
Легковая ши-на-мА
Быстрый вай-трАм

Красивый рОд-гО


Знакомая га-рО-дО
Новое се-шОс
Опытный фёр-шО

СЛОВОСОЧЕТАЛКИСтаринная ца-улИРусский род-нАКрупный вод-зА Любимая бо-та-рА Легковая ши-на-мАБыстрый вай-трАм Красивый рОд-гО Знакомая га-рО-дО Новое се-шОс Опытный фёр-шО

Слайд 32Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 33Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 34Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 35Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 36Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 37Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 38Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 39Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 40Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 41Составь словосочетания

Составь словосочетания

Слайд 42нАрод
Составь словосочетания
трудолюбие
?
грамотность
дружба

нАродСоставь словосочетаниятрудолюбие?грамотностьдружба

Слайд 43трАмвай
Составь словосочетания
старина
новизна
скорость
?

трАмвайСоставь словосочетаниястаринановизнаскорость?

Слайд 44мАшина
Составь словосочетания
удобно
?
папа
хорошо

мАшинаСоставь словосочетанияудобно?папахорошо

Слайд 45зАвод
Составь словосочетания
важность
Россия
секрет
?

зАводСоставь словосочетанияважностьРоссиясекрет?

Слайд 46город
Составь словосочетания
любовь
родина
знаменитость
?

городСоставь словосочетаниялюбовьродиназнаменитость?

Слайд 47шоссе
Составь словосочетания
длинное
?
новое

шоссеСоставь словосочетания длинное?новое

Слайд 48дорога
Составь словосочетания
опасность
?
город

дорогаСоставь словосочетания опасность?город

Слайд 49шофёр
Составь словосочетания
вежливость
?
опыт
внимательность

шофёрСоставь словосочетаниявежливость?      опыт внимательность

Слайд 50улица
Составь словосочетания
знакомый
центр
тихо
?

улицаСоставь словосочетаниязнакомыйцентртихо?

Слайд 51Собери картинку

Собери картинку

Слайд 52Посчитайка

Посчитайка

Слайд 53Какие бывают трАМваи?

Какие бывают трАМваи?

Слайд 54Какие бывают мАшИны?

Какие бывают мАшИны?

Слайд 55Какие бывают дОрОги?

Какие бывают дОрОги?

Слайд 56Какие улИцы в гОрОдке?

Какие улИцы в гОрОдке?

Слайд 57Какие з воды заботятся об экологии?
большой

Какие з  воды заботятся об экологии? большой

Слайд 58Какие бывают ш фёры?

Какие  бывают  ш   фёры?

Слайд 59Кем можно р ботать?

Кем  можно  р  ботать?

Слайд 60Какие бывают н роды?

Какие  бывают   н   роды?

Слайд 61 
Как
называют работника женского рода?
Как
называют человека, который работает на

заводе ?

работа

рабочий

работница

 Как называют работника женского рода? Как называют человека, который работает на заводе ?работарабочийработница

Слайд 62 
Как
называют работника женского рода?
Как
называют человека, который работает на

заводе ?

рабочий

работница

работа

 Как называют работника женского рода? Как называют человека, который работает на заводе ?рабочийработницаработа

Слайд 63 
Как называется продукция завода?
Как называются гигантский завод ?
Как
называется маленький

завод?

завод

заводик

заводская
продукция

заводище

Завод (промышленное предприятие). Известно с 16 века. Употреблялось в значении «устроить», «оборудовать», «завести».

Он огромный , городской,
Часто он с большой трубой,
Здесь машины собирают.
Или нефть перегоняют.

 Как называется продукция завода?Как называются гигантский завод ? Как называется маленький завод?заводзаводикзаводскаяпродукциязаводищеЗавод (промышленное предприятие). Известно с 16

Слайд 64 
Как называются масло для машины?
Как
называется игрушечная машина?

машина
машинка
машинное масло
От немецкого

слова machine (механизм). Слово пришло в 18 веке. Механизм, совершающий какую-либо работу.

Свет горит, мотор гудит,
На колёсах шины,
По дороге лихо мчит,
Нас в себе….

 Как называются масло для машины? Как называется игрушечная машина?машинамашинкамашинное маслоОт немецкого слова machine (механизм). Слово пришло в

Слайд 65 
Как называются парк для трамваев?
Как
называется маленький трамвай?

трамвай
трамвайчик
Трамвайныйпарк
От английского слова

tram (вагон) и way (путь, дорога). Слово пришло к нам из Бельгии: именно бельгийцы проводили первые трамвайные линии в России .

В городе по рельсам ходит,
Он народ с работы возит,
На дороге не зевай!
Впереди идет…

 Как называются парк для трамваев? Как называется маленький трамвай?трамвайтрамвайчикТрамвайныйпаркОт английского слова tram (вагон)  и way (путь,

Слайд 66 
Как называется транспорт в городе?


Как называется маленький город?


город
городок
городской
От старославянского слова «градъ»

(«забор», «ограждать»)

Здесь много людей проживает,
Масса домов, машин и трамваев,
И места здесь всем хватает.



Как называются жители города?


горожане

 Как называется транспорт в городе?Как называется маленький город?городгородокгородскойОт старославянского слова «градъ» («забор», «ограждать»)Здесь много людей проживает,Масса домов,

Слайд 67 
улица
Древнерусское «площадь», «улица», «проход».
 

В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И

квадратными глазами
Друг на друга все глядят?
 



Как фонарь на улице?
Освещение на улице?


улиный, уличное

 улицаДревнерусское «площадь», «улица», «проход». В два ряда дома стоят,Десять, сорок, сто подряд.И квадратными глазамиДруг на друга все глядят? Как

Слайд 68Граматей
ОД
Ш

СЕ

ЗА

+ СК +ОЙ = ?

ГОРАД

ГОРОДСКОЙ

ГОРОД

+ НЫЙ = ?

ТРАМВАЙНЫЙ

ТРОНВАЙ

ТРАМВАЙ

+ ЙН+АЯ=?

ШОССЕЙНАЯ

ШАССЕ

ШОССЕ

+СК+АЯ =

ЗАВОДСКАЯ

ЗАВОД

ЗОВОД

Граматей       ОДШ     СЕЗА    +

Слайд 69Граматей
У +
ДО +
Ш ФЁР
-ЦА+ЧН+ЫЙ=
УЛИЧНЫЙ
-А+К+А=
УЛИЦА
УЛЕЦА
МАШИНКА
МОШЫНА
МАШИНА
ДОРОЖНЫЙ
-ГА+Ж+Н+ЫЙ=
ДАРОГА
ДОРОГА
+СК+АЯ=
ШОФЁР
ШОФЁРСКАЯ
ШАФЁР

ГраматейУ + ДО +Ш   ФЁР-ЦА+ЧН+ЫЙ=УЛИЧНЫЙ-А+К+А=УЛИЦАУЛЕЦАМАШИНКАМОШЫНАМАШИНАДОРОЖНЫЙ-ГА+Ж+Н+ЫЙ=ДАРОГАДОРОГА+СК+АЯ=ШОФЁРШОФЁРСКАЯШАФЁР

Слайд 70Вставь пропущенные буквы









По д_р_ге едет м_ш_на.
о
а
и
о

Вставь пропущенные буквы По д_р_ге едет м_ш_на.оаио

Слайд 71Вставь пропущенные буквы









По ул_це едут тр__ваи.
а
и
м

Вставь пропущенные буквы  По ул_це едут тр__ваи.аим

Слайд 72Вставь пропущенные буквы
За рулём м_ш_ны опытный ш_фёр.
а
и
о

Вставь пропущенные буквы За рулём м_ш_ны опытный ш_фёр.аио

Слайд 73Вставь пропущенные буквы
На р_боту на з_вод отправляется н_род.
а
а
а

Вставь пропущенные буквыНа р_боту на з_вод отправляется н_род.ааа

Слайд 74Мудрые пословицы
По р…боте и р…ботника знать.
Была бы охота – заладится любая

р...бота.
Г..р..да строят не языком, а рублём да топором.
Будет и на нашей ул…це праздник.
М…ш…на любит ласку, уход, чистку и смазку.



Мудрые пословицыПо р…боте и р…ботника знать.Была бы охота – заладится любая р...бота.Г..р..да строят не языком, а рублём

Слайд 75Путаница
По извилистой

,
Еду прямо на .
Я - .
Управляет мной .

дороге

водзА

мАшина

нАрод

рогедо

чаяборА

роднА

нашимА

зАвод

рАбочая

ПутаницаПо извилистой             , Еду прямо

Слайд 76Путаница
За рулем фёр-шО сидит.
За гою-рО-дО следит.
Рядышком вай-трАм идёт.
На ту-рА-бо всех везёт.

ПутаницаЗа рулем фёр-шО сидит.За гою-рО-дО следит.Рядышком вай-трАм идёт.На ту-рА-бо всех везёт.

Слайд 77Путаница
За, фёр-шО, сидит, рулём.
гою-рО-дО, За , следит.
идёт, вай-трАМ, Рядышком.
ту-рА-бо, На, везёт

, всех.
ПутаницаЗа, фёр-шО, сидит, рулём.гою-рО-дО, За , следит.идёт, вай-трАМ, Рядышком.ту-рА-бо, На, везёт , всех.

Слайд 78Путаница
По мацИлу, по удорог,
Идёт, спешит дорАн,
Начнёт туобАр во время
Огромнейший довАз.

ПутаницаПо мацИлу, по удорог,Идёт, спешит дорАн,Начнёт туобАр во время Огромнейший довАз.

Слайд 79Путаница
По мацИлу, по удорог,
Идёт, спешит дорАн,
Начнёт туобАр во время
Огромнейший довАз.

ПутаницаПо мацИлу, по удорог,Идёт, спешит дорАн,Начнёт туобАр во время Огромнейший довАз.

Слайд 80Вставь пропущенные буквы
По ул…цам г...р…да едут тр….ваи,
По ш…ссе, по д…р…гам м…ш…ны

спешат,
Дружно р…боту н…род начинает,
«Доброе утро!» – все говорят.
Вставь пропущенные буквыПо ул…цам г...р…да едут тр….ваи,По ш…ссе, по д…р…гам м…ш…ны спешат,Дружно р…боту н…род начинает,«Доброе утро!» –

Слайд 81Прочитай и напиши


Движеньем полон

,

Бегут в ряд.

Цветные светофоры,

На горят.

Прочитай и напиши     Движеньем полон

Слайд 82Прочитай и напиши
И там и тут

и,

Ты только не зевай,

Смотри на

ожидай.

Прочитай и напишиИ там и тут

Слайд 83Прочитай и напиши
Волнуются

ы ,

Во все гудки гудят,

на ,

Остановить хотят.
Прочитай и напишиВолнуются          ы , Во все гудки

Слайд 84 Рекомендуемая литература


Агафонов В.В. Неправильные правила. – М.: Ювента, 2007. –

64 с.
Долгова О.И., Зиборова Е.В. Хочу 5 за словарный диктант. Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов. – М.: В. Секачев, 2013. – 104 с.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Часть 1 + Часть 2 (комплект). Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004. – 64 картинки.
Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с.
Мишакина Т.Л., Гладкова С. А., Митрофанова Г.И. Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Учу словарные слова". – М.: Ювента, 2013. – 48 с.
Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 48 с.
Рекомендуемая литература Агафонов В.В. Неправильные правила. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.Долгова О.И., Зиборова Е.В.

Слайд 86Собери картинку

Собери картинку

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть