Слайд 1«Ах, эти
«сложные» слова…»
Презентация
Учителя-логопеда ГБОУ СОШ №574
Невского р-на
СПб
Смирновой Ирины Владимировны
Не секрет, что словарной работе в школе уделяется недостаточно времени и внимания .
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая творческого подхода, основанного на знаниях психологии, а также принятия нестандартных решений.
Поэтому важным является соблюдение ряда условий запоминания словарных слов:
создание ситуации успеха (мотивация): ребенок сам стремится запомнить то, что нужно;
интересованность: быстрее запоминается то, что вызывает у ребенка интерес;
живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;
образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.
Слайд 3 Усвоение «трудных» слов будет более
продуктивным при использовании различных приёмов, включающих:
«усиленное утрированное» запоминание буквы в слове (орфографическое проговаривание), базирующегося на взаимодействии речедвигательного, кинестетического, тактильного, слухового анализаторов.
Использование зрительных, графических, звуковых ассоциаций ( предметные картинки, анимация).
Конструирование слов.
Проведение этимологического анализа слов (изучение происхождения и значения слова).
Расширение семантического поля (составление различных словосочетаний, предложений, разучивание стихов с «трудными словами»).
Многократное повторение и написание слов (как отдельно, так и в тексте).
Слайд 4 Словарная работа должна обхватить все компоненты языка.
Слайд 5 Изучение «трудных» слов желательно начинать с
подбора одной тематики.
Это позволит обогатить лексику, расширить семантическое поле, сформировать лексико-грамматический строй речи, развить языковое чутье.
Из тематической группы будут легче усваиваются слова с написанием определенной гласной, например, «А», «О», «И».
Знакомство со словом:
Отгадывание загадки (активизирует внимание и познавательный интерес);
Предъявление карточки со словом и предметной картинки, акцентирование «опасного» места голосом и цветом.
Выполнение упражнений «Конструктор», «Шифровальщик» стимулирует слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез; избавляет от страха невыполнения.
Слайд 6
Активизировать внимание, мыслительные операции и
орфографическую зоркость помогут:
упражнения «Выбери правильную гласную».
Написание необычных диктантов, в которых «опасное» место зашифровано картинкой;
выборочный диктант на заданную гласную.
Письмо слов по памяти после предъявления ряда.
Игра «Четвертый лишний».
Слайд 7 При усвоении «словарных» слов важную роль
играет изучение происхождения слов, работа с энтомологическим словарём. Это активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор.
В игре «Граматей» предлагается разгадывать ребусы, решать «грамматические примеры», исправлять ошибки в словах. Такой вид работы поможет закрепить знания о структуре слов, развить суффиксальное словообразование.
Всегда интересны упражнения на составление различных словосочетаний, обучающих согласовывать в роде, числе и падеже имена прилагательные и существительные.
Игра «Посчитай-ка» формирует навык и умения согласования числительных с существительными.
Разнообразие упражнений делает работу живой и продуктивной.
Слайд 8
На синтаксическом уровне ставится задача закрепления
навыка употребления словарных слов.
Упражнения «Вставь пропущенные буквы», «Путаница», «Мудрые пословицы» «Прочитай и напиши» выполняются на материале весёлых стихов.
Для лучшего усвоения полезно многократное повторение в слух стихов, взаимопроверка при работе в парах.
Желаем творческих успехов!
Слайд 9КОНСТРУКТОР
род-нА
вод-зА
бо-та-рА
ши-на-мА
вай-трАм
н род
з
вод
р бота
м шина
тр мвай
Слайд 10КОНСТРУКТОР
рОд-гО
га-рО-дО
се-шОс
фёр-шО
г
р д
д р га
ш ссе
ш фёр
Слайд 13ШИФРОВАЛЬЩИК
атобАр
довАз
шиномА
дорАн
вймАрта
Слайд 14ШИФРОВАЛЬЩИК
агОрОд
дОрОг
ессОш
рёфОш
Слайд 16а
о
н род
а
Выбери правильную гласную
Слайд 17о
р_ бота
а
а
Выбери правильную гласную
Слайд 18о
м_ шина
а
а
Выбери правильную гласную
Слайд 19о
з_вод
а
а
Выбери правильную гласную
Слайд 20о
тр_мвай
а
а
Выбери правильную гласную
Слайд 21а
д_рога
о
о
Выбери правильную гласную
Слайд 22а
ш_фёр
о
о
Выбери правильную гласную
Слайд 23а
г_род
о
о
Выбери правильную гласную
Слайд 24а
ш_ссе
о
о
Выбери правильную гласную
Слайд 25е
ул_ца
и
и
Выбери правильную гласную
Слайд 26Весёлый диктант
Н род
З
вод
Р бота
М шина
Тр вай
ул ца
Д рога
Г д
Ш ссе
Ш фёр
Слайд 31СЛОВОСОЧЕТАЛКИ
Старинная ца-улИ
Русский род-нА
Крупный вод-зА
Любимая бо-та-рА
Легковая ши-на-мА
Быстрый вай-трАм
Красивый рОд-гО
Знакомая га-рО-дО
Новое се-шОс
Опытный фёр-шО
Слайд 42нАрод
Составь словосочетания
трудолюбие
?
грамотность
дружба
Слайд 43трАмвай
Составь словосочетания
старина
новизна
скорость
?
Слайд 44мАшина
Составь словосочетания
удобно
?
папа
хорошо
Слайд 45зАвод
Составь словосочетания
важность
Россия
секрет
?
Слайд 46город
Составь словосочетания
любовь
родина
знаменитость
?
Слайд 47шоссе
Составь словосочетания
длинное
?
новое
Слайд 48дорога
Составь словосочетания
опасность
?
город
Слайд 49шофёр
Составь словосочетания
вежливость
?
опыт
внимательность
Слайд 50улица
Составь словосочетания
знакомый
центр
тихо
?
Слайд 57Какие з воды заботятся об экологии?
большой
Слайд 61
Как
называют работника женского рода?
Как
называют человека, который работает на
заводе ?
работа
рабочий
работница
Слайд 62
Как
называют работника женского рода?
Как
называют человека, который работает на
заводе ?
рабочий
работница
работа
Слайд 63
Как называется продукция завода?
Как называются гигантский завод ?
Как
называется маленький
завод?
завод
заводик
заводская
продукция
заводище
Завод (промышленное предприятие). Известно с 16 века. Употреблялось в значении «устроить», «оборудовать», «завести».
Он огромный , городской,
Часто он с большой трубой,
Здесь машины собирают.
Или нефть перегоняют.
Слайд 64
Как называются масло для машины?
Как
называется игрушечная машина?
машина
машинка
машинное масло
От немецкого
слова machine (механизм). Слово пришло в 18 веке. Механизм, совершающий какую-либо работу.
Свет горит, мотор гудит,
На колёсах шины,
По дороге лихо мчит,
Нас в себе….
Слайд 65
Как называются парк для трамваев?
Как
называется маленький трамвай?
трамвай
трамвайчик
Трамвайныйпарк
От английского слова
tram (вагон) и way (путь, дорога). Слово пришло к нам из Бельгии: именно бельгийцы проводили первые трамвайные линии в России .
В городе по рельсам ходит,
Он народ с работы возит,
На дороге не зевай!
Впереди идет…
Слайд 66
Как называется транспорт в городе?
Как называется маленький город?
город
городок
городской
От старославянского слова «градъ»
(«забор», «ограждать»)
Здесь много людей проживает,
Масса домов, машин и трамваев,
И места здесь всем хватает.
Как называются жители города?
горожане
Слайд 67
улица
Древнерусское «площадь», «улица», «проход».
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И
квадратными глазами
Друг на друга все глядят?
Как фонарь на улице?
Освещение на улице?
улиный, уличное
СЕ
ЗА
+ СК +ОЙ = ?
ГОРАД
ГОРОДСКОЙ
ГОРОД
+ НЫЙ = ?
ТРАМВАЙНЫЙ
ТРОНВАЙ
ТРАМВАЙ
+ ЙН+АЯ=?
ШОССЕЙНАЯ
ШАССЕ
ШОССЕ
+СК+АЯ =
ЗАВОДСКАЯ
ЗАВОД
ЗОВОД
Слайд 69Граматей
У +
ДО +
Ш ФЁР
-ЦА+ЧН+ЫЙ=
УЛИЧНЫЙ
-А+К+А=
УЛИЦА
УЛЕЦА
МАШИНКА
МОШЫНА
МАШИНА
ДОРОЖНЫЙ
-ГА+Ж+Н+ЫЙ=
ДАРОГА
ДОРОГА
+СК+АЯ=
ШОФЁР
ШОФЁРСКАЯ
ШАФЁР
Слайд 70Вставь пропущенные буквы
По д_р_ге едет м_ш_на.
о
а
и
о
Слайд 71Вставь пропущенные буквы
По ул_це едут тр__ваи.
а
и
м
Слайд 72Вставь пропущенные буквы
За рулём м_ш_ны опытный ш_фёр.
а
и
о
Слайд 73Вставь пропущенные буквы
На р_боту на з_вод отправляется н_род.
а
а
а
Слайд 74Мудрые пословицы
По р…боте и р…ботника знать.
Была бы охота – заладится любая
р...бота.
Г..р..да строят не языком, а рублём да топором.
Будет и на нашей ул…це праздник.
М…ш…на любит ласку, уход, чистку и смазку.
Слайд 75Путаница
По извилистой
,
Еду прямо на .
Я - .
Управляет мной .
дороге
водзА
мАшина
нАрод
рогедо
чаяборА
роднА
нашимА
зАвод
рАбочая
Слайд 76Путаница
За рулем фёр-шО сидит.
За гою-рО-дО следит.
Рядышком вай-трАм идёт.
На ту-рА-бо всех везёт.
Слайд 77Путаница
За, фёр-шО, сидит, рулём.
гою-рО-дО, За , следит.
идёт, вай-трАМ, Рядышком.
ту-рА-бо, На, везёт
, всех.
Слайд 78Путаница
По мацИлу, по удорог,
Идёт, спешит дорАн,
Начнёт туобАр во время
Огромнейший довАз.
Слайд 79Путаница
По мацИлу, по удорог,
Идёт, спешит дорАн,
Начнёт туобАр во время
Огромнейший довАз.
Слайд 80Вставь пропущенные буквы
По ул…цам г...р…да едут тр….ваи,
По ш…ссе, по д…р…гам м…ш…ны
спешат,
Дружно р…боту н…род начинает,
«Доброе утро!» – все говорят.
Слайд 81Прочитай и напиши
Движеньем полон
,
Бегут в ряд.
Цветные светофоры,
На горят.
Слайд 82Прочитай и напиши
И там и тут
и,
Ты только не зевай,
Смотри на
ожидай.
Слайд 83Прочитай и напиши
Волнуются
ы ,
Во все гудки гудят,
на ,
Остановить хотят.
Слайд 84 Рекомендуемая литература
Агафонов В.В. Неправильные правила. – М.: Ювента, 2007. –
64 с.
Долгова О.И., Зиборова Е.В. Хочу 5 за словарный диктант. Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов. – М.: В. Секачев, 2013. – 104 с.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Часть 1 + Часть 2 (комплект). Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004. – 64 картинки.
Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с.
Мишакина Т.Л., Гладкова С. А., Митрофанова Г.И. Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Учу словарные слова". – М.: Ювента, 2013. – 48 с.
Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 48 с.