Презентация, доклад лекции для педагогов на тему: Профилактика суицидального поведения среди обучающихся

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯСамоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело

Слайд 1 ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» ВЫПОЛНИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПРОЦИКОВА Е.В.

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:  «ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО

Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка

(синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯСамоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение

Слайд 3Классификация суицидального поведения
Преимущественное воздействие на значимых других (протест, демонстрация)
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальное

поведение с выраженными интенциями к смерти


Классификация суицидального поведенияПреимущественное воздействие на значимых других (протест, демонстрация)Аффективное суицидальное поведениеСуицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти

Слайд 4Характерные особенности подростков:
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие;
переход к взрослости;
смена ведущей

деятельности;
открытие и утверждение своего «Я»;
познание себя через противопоставление миру взрослых

Характерные особенности подростков:половое созревание и неравномерное физиологическое развитие;переход к взрослости;смена ведущей деятельности;открытие и утверждение своего «Я»;познание себя

Слайд 5Внутренние противоречия подростков:
между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом

времени;
между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни;
между четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера;
между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни;
между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.




Внутренние противоречия подростков:между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени;между установкой на личное благополучие и

Слайд 6Реакция на жизненные проблемы:
переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;


действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
боязнь позора, насмешек или унижения;

Реакция на жизненные проблемы:переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания; действительная или мнимая утрата любви родителей,

Слайд 7Реакция на жизненные проблемы:
страх наказания, страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности;


любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях;
чувство мести, злобы, протеста, угрозы или вымогательство;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде;
нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Реакция на жизненные проблемы: страх наказания, страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности; любовные неудачи, трудности в сексуальных

Слайд 8Факторы угроз психической безопасности:
несформированность системы ценностных ориентаций;
кризис самооценки;
отстраненность и противопоставление

себя взрослым;
наличие проблем в общении;
интернет-зависимость;
ориентация на развлечения

Факторы угроз психической безопасности:несформированность системы ценностных ориентаций; кризис самооценки;отстраненность и противопоставление себя взрослым;наличие проблем в общении;интернет-зависимость;ориентация на

Слайд 9Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:
детская повышенная впечатлительность и внушаемость;
гнев, протест,

злоба или желание наказать себя и других;
повышенная склонность к самоанализу;
эмоциональная нестабильность;
подражание (копирование образцов поведения) и повышенная внушаемость;
наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:детская повышенная впечатлительность и внушаемость;гнев, протест, злоба или желание наказать себя и

Слайд 10Мотивы суицидального поведения:
обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
действительная или мнимая

утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
страх позора, насмешек или унижения;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
чувство мести, злобы, протеста, угрозы или вымогательство;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
страх наказания, нежелание извиниться;
сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).
Мотивы суицидального поведения: обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и

Слайд 11«Страдания юного Вертера»

«Страдания юного Вертера»

Слайд 12Внешние признаки возможности суицидального риска:
резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе

и оценкам;
затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность;
резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, стал дарить дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей);
разговоры или намеки на желание умереть или нежелание продолжать жизнь;
опасное поведение с высоким риском причинения вреда своей жизни и здоровью.
Внешние признаки возможности суицидального риска:резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам; затяжное подавленное настроение, низкий

Слайд 13Поведенческие признаки:
внезапная замкнутость и отказ от общения со сверстниками;
употребление спиртного

и/или наркотических средств;
избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, систематические пропуски занятий);
безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами;
Поведенческие признаки: внезапная замкнутость и отказ от общения со сверстниками;употребление спиртного и/или наркотических средств;избегающее поведение (необъяснимые или

Слайд 14 Словесные ключи:
прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «хочу умереть»,

«ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
уверения в беспомощности и зависимости от других;
прощание;
самообвинения;
Словесные ключи:прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я

Слайд 15Факторы суицидального риска
Индивидуально-психологические:
Эмоциональный тип




Депрессивный тип



Агрессивный тип





Истерический тип



Факторы суицидального риска Индивидуально-психологические:    Эмоциональный тип      Депрессивный тип

Слайд 16Факторы суицидального риска
Приобретенные: в семье, в школе, в сфере общения, в

сфере досуга
Наследственные психические, нервно-психические заболевания
Случаи самоубийств у близких родственников
Высокая тревожность, эмоциональная нестабильность, агрессивность, замкнутость, депрессия, неадекватная самооценка, недовольство внешностью, способностями
Тяжелое переживание возрастных кризисов, акцентуированное поведение
Трудности адаптации к социуму, коллективу
Отсутствие цели в жизни
Деструктивное воспитание
Алкоголизм, наркомания, правонарушения
Неполные семьи


Факторы суицидального рискаПриобретенные: в семье, в школе, в сфере общения, в сфере досугаНаследственные психические, нервно-психические заболеванияСлучаи самоубийств

Слайд 17Факторы суицидального риска
Смерть родного человека
Отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье


Неуспехи в учебе
Конфликты с педагогами, администрацией, однокурсниками
Страх несоответствия ожиданиям окружающих
Ошибки в воспитательной, учебной деятельности
Неразделенная любовь
Нарушения социальной адаптации
Неразвитые навыки общения
Попадание под чужое влияние
Насмешки, грубое слово
Религиозные, идеологические секты
СМИ, подражание кумирам
Однообразие, скучная жизнь, отсутствие
интересов и увлечений
Интерес к смерти
Факторы суицидального рискаСмерть родного человека Отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье Неуспехи в учебе Конфликты с педагогами,

Слайд 18Необходимые условия профилактики суицидального риска в подростковой среде:
благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера

в окружении ребенка;
насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость;
возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами;
помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
устойчивые социальные связи, значимые для подростка;
контроль использования ребенком интернет-ресурсов
Необходимые условия профилактики суицидального риска в подростковой среде: благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка;насыщенность жизни яркими событиями,

Слайд 19Особенности коммуникации:
сохранять понимающую и вежливую позицию;
принять то, что к

суициду нужно относиться серьезно;
говорить с подростком о его чувствах;
избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
избегать невыполнимых обязательств;
проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
избегать принятия решений вместо подростка-суицидента.
Особенности коммуникации: сохранять понимающую и вежливую позицию; принять то, что к суициду нужно относиться серьезно; говорить с

Слайд 20Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования
своевременное выявление обучающихся с личностными

нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
формирование более близких отношений с подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образованиясвоевременное выявление обучающихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;формирование

Слайд 21оказание помощи слабым студентам с низкой успеваемостью;
контроль посещаемости занятий и


пропусков занятий;
предотвращение злоупотребления
алкоголем и наркотиками;
своевременное направление обучающихся
на лечение в связи с психическими расстройствами
и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
осуществление мероприятий по ограничению
доступа к возможным средствам самоубийства –
токсическим веществам и опасным медикаментам,
пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;

оказание помощи слабым студентам с низкой успеваемостью; контроль посещаемости занятий и пропусков занятий; предотвращение злоупотребленияалкоголем и наркотиками;

Слайд 22формирование позитивных потребностей;
развитие способности любить и быть любимыми;
формирование умения

себя занять и трудиться;
формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;

формирование позитивных потребностей; развитие способности любить и быть любимыми; формирование умения себя занять и трудиться; формирование устойчивых

Слайд 23Роль педагога (куратора) в профилактике суицидального поведения подростков
Если вы увидели хоть

один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риска для подростка – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание обучающемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.
Обратитесь к педагогу-психологу или к другим специалистам за помощью.
Если Вы куратор учебной группы, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Роль педагога (куратора) в профилактике суицидального поведения подростков Если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о

Слайд 24Доверительное общение как «фактор защиты»
Станьте для подростка хорошим слушателем и собеседником!

Доверительное общение как «фактор защиты» Станьте для подростка хорошим слушателем и собеседником!

Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И УДАЧИ!

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ   И   УДАЧИ!

Слайд 26Экстренная психологическая помощь
в России для детей, подростков
и их родителей:


8-800-2000-122
Экстренная психологическая помощь в России для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть