Слайд 1Характеристика коммуникативной стороны общения
Слайд 2 Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
(межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Слайд 3Коммуникативная сторона общения – это обмен информации между общающимися индивидами.
Используется
речь, при этом мы пользуемся значениями и смыслами значения – это выработанное человечеством и выраженное словом представления о том или ином понятии, личностный смысл – это отражение действительности через индивидуальный опыт.
Расхождения значения и смысла приводит к смысловым барьерам.
Общение бывает вербальное и невербальное.
Слайд 4Вербальное общение (речь) – универсальное средство коммуникации. При помощи речи осуществляется
кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Слайд 5Невербальная коммуникация:
Системы невербальной коммуникации:
оптико-кинетическая;
паралингвистическая и экстралингвистическая;
организация пространства и
времени коммуникативного процесса;
визуальный контакт.
Слайд 61) Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека (кинесика).
Слайд 72) Паралингвистическая система – система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон,
тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз и других вкраплений (например: покашливания, плач, смех).
Слайд 83) Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой
системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
Проксемика специальная область,
занимающаяся нормами пространства
и времени организации общения
(Э.Холл «пространственная психология»).
Слайд 9Нормы приближения человека к партнеру по общению (Э.Холл):
интимное расстояние (0-45
см);
персональное расстояние (45-120 см);
социальное расстояние (120-400 см);
публичное расстояние (400-750 см).
Слайд 104) «Контакт глаз» – специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном
общении.
Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать или прервать коммуникацию.
Слайд 11Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача
информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.
Слайд 12Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:
а) половые различия: женщины точнее идентифицируют
эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности;
б) возраст;
в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
Слайд 13д) психическое состояние;
е) состояние здоровья;
ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;
з) ценностные ориентации;
2) особенности объекта:
а) физический облик:
антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
Слайд 14б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, речевые и экстралингвистические характеристики (семантика,
грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;