Слайд 2Биологические особенности развития.
Слайд 3 Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и
подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Слайд 4Ретардация – более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у
потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма – его онтогенез.
Слайд 5Подростковый возраст – период перестройки всего организма.
Слайд 6Закономерности биологических особенностей развития в подростковый период, показывают, что происходят принципиальные
изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому.
Слайд 7Тотальная перестройка, особенно остро происходящая на первых стадиях отроческого периода, ослабляет
старые сложившиеся устойчивые системы, что обусловливает регрессивные характеристики функционирования подросткового организма.
Слайд 8Ранний подростковый период как временный регресс развития определяет и многие психологические
особенности подросткового поведения: эмоциональную неустойчивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, обработки информации, повышенную агрессивность, противоречивость желаний и потребностей.
Слайд 9Особенности развития когнитивной сферы подростка.
Слайд 10 В подростковом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов
и формирование личности.
Слайд 11Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом и юношеском возрасте
имеет две стороны – количественную(подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает).
Слайд 12Развитие мышления в подростковом возрасте:
Слайд 13 Теоретическое – один из видов мышления, который направлен на
открытие законов, свойств, объектов; данный вид мышления обычно отличается от мышления практического.
Слайд 14 Логическое – вид мыслительного процесса, в котором используются логические
конструкции и готовые понятия.
Слайд 16 Мнемические – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение
Мнемонические -специальные приемы, используемые субъектом для эффективного запоминания и воспроизведения информации.
Слайд 17Особенности аффективной
сферы подростка
Слайд 18В подростковый и юношеский период происходит бурное развитие эмоциональной сферы.
Слайд 19 Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных
с инстинктами, потребностями и мотивами.
Слайд 20Для подросткового возраста характерны резкая смене настроений и переживаний, повышенная возбудимость,
импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.
Слайд 21Юность – возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно
не только переживание предметных чувств, но и формирование у молодых людей чувства обобщенных.
Слайд 22Особое место в развитии чувств молодых людей занимает переживание первой любви.
Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.
Слайд 23Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте депрессия.
Депрессия – угнетенное, подавленное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.
Слайд 24Особенности мотивационной
сферы подростка
Слайд 25 Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости, как в
физиологическом, так и в социальном плане, а также качественное своеобразие мотивов и потребностей, возникающих в этот период.
Слайд 26В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипироваться от родителей.
Слайд 27Потребность подростков в независимости проявляется в их стремлении к пространственной автономии
и экономической независимости от родителей.
Слайд 28Подростковый возраст можно рассматривать как наиболее сензитивный период для формирования идеальных
образов.
Слайд 29 Сфера интересов и увлечений современных подростков недостаточно многообразна. В
свободное время подростки в основном гуляют со сверстниками, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку, а у части нет вообще никаких увлечений и время они проводят в ничегонеделании.
Слайд 31Я концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система
его установок относительно собственной личности.
Слайд 32 Самооценка – компонент сознания, включающий наряду со знаниями о
себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Слайд 33В самооценке подростка происходят следующие преобразования: углубляется содержательный аспект его самооценки
и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества, влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности подростка и на его социально-психологический статус в коллективе, регулирует процесс общения.
Слайд 34Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует
с его самооценкой невротического состояния.
Слайд 35 В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и
неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.
Слайд 37Процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет уровни социального созревания, фиксируемые
в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистой тенденцией, глубокой дифференциацией и расслоениями.
Слайд 38 Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, что на рубеже
между девятью и десятью годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой самостоятельности во взрослом мире.
Слайд 39Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес
ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей.
Слайд 40Главное для 10-11-летнего подростка – получить со стороны других людей признание
своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми».
Слайд 41Накопление объема разных форм социально признаваемых дел приводит на второй стадии
данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности.
Слайд 42Формирование готовности к функционированию в обществе порождает третья стадия подросткового периода,
в 14-15 лет, стремление проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Слайд 44На протяжении десятилетия школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все
её воздействие направлено на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается в обучении, воспитании и развитии личности.
Слайд 45Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в
благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворительна.
Слайд 47 Первый тип: ученики-отличники, сотрудничающие с учителем. Обычно это школьники,
которые являются гордостью учителя.
Слайд 48 Второй тип: ученики, которых учитель считает способными или просто
талантливыми, но в определенном смысле трудными (ненадежными, недисциплинированными, работающими не систематически, ленивыми).
Слайд 49Третий тип: хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии
и помощи, но считающиеся малоспособными и имеющими слабую успеваемость.
Слайд 50 Четвертый тип: явно проблемные ученики, с которыми у учителя
постоянно возникают противоречия и конфликты; складывается впечатление, что если бы их не было в классе, то было бы все хорошо.
Слайд 51Пятый тип: ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая
группа; в группу входят ученики, которые практически не привлекают к себе внимание учителя.
Слайд 52Подростковый кризис – психологический феномен, выражающийся в сосредоточении резких и капитальных
сдвигов, изменений и переломов в личностном развитии подростка, во время которого происходит перестройка внутреннего переживания школьника, определяющего людям, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречивость его положения (между миром детей и миром взрослых),составляющая суть подросткового кризиса, выражается в обострении личностных особенностей и реакций подростков на воздействия извне, протекает в острой форме, порождает сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении и взаимоотношениях со взрослыми.
Слайд 53Сегодня основную проблему в обучающем и воспитательном плане стали представлять подростки
восьмых-девятых классов, проходящие так называемую посткритическую, позитивную фазу подросткового кризиса.
Слайд 54Причиной плохого усвоения знаний в средних классах является низкая мотивация учебы.
Многие подростки просто не хотят учиться. В этом случае и помощь, и дополнительные занятия редко приносят пользу.
Слайд 55Основными причинами школьной недисциплинированности являются недостатки в развитии эмоционально – волевой
сферы подростков: психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, безволие, низкая стрессоустойчивость; нарушения в развитии мотивационно -личностной сферы: отсутствие адекватных способов реагирования, когнитивный диссонанс, смысловой барьер, низкие нравственные ценности, искажение жизненного смысла, потеря самоидентичности, а также дидактогения.
Слайд 56Общение подростков со сверстниками имеет огромное значение.
Слайд 57Для подростков важно не просто общаться со сверстниками в школе, а
занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Одни стремятся занять в группе позицию лидера, другие – получить признание и уважение от товарищей, третьи – стать непререкаемым авторитетом в каком – либо деле и т.д.
Слайд 58 Занять лидерское положение в классном коллективе подростку помогают его
психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности.
Слайд 59Лидеры оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, способность
ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувство юмора. Самооценка подростков – нелидеров не столь высока. Они не так уверены в своих силах и практически не мотивированы на соперничество.
Слайд 61Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с
целью формирования определенных качеств, умений.
Слайд 63
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») —
все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями
Слайд 64Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители
поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.
Слайд 65Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») —
ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
Слайд 66Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию,
когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Слайд 67Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть
около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Слайд 68Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д.
Слайд 69К семьям с психосоциальными нарушениями мы будем относить семьи с высоким
уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями
Слайд 70Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым
понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.
Слайд 71Многие подростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, стыдясь,
боясь преследований, обвинений во лжи и т.д. До недавнего времени считалось, что сексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, однако исследования последних 10-15 лет показали, что это не так.
Слайд 73 Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается.
Слайд 74Во-первых, общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации;
по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Слайд 75 Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и
другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального воздействия.
Слайд 76В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта.
Слайд 77Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в
непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если её нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
Слайд 78Мальчики во всех возрастах общительней девочек. С самого раннего детства они
активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры.
Слайд 79Конфликты со сверстниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков –
за лидерство, за успехи в интеллектуальной и физической областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола.
Слайд 80 Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных
причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы.
Слайд 81Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные
возможности самоутверждения.
Слайд 82У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек.
Затем эти группы объединяются, в результате чего, образуются в группе пары.
Слайд 83Мотивация учеба и выбора профессии.
Слайд 84 Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отравной точки в
профессиональном установлении личности.
Слайд 85Выбор профессии – это сложнейший процесс, на течение и результат которого
влияют самые различные факторы как внутреннего, так и внешнего.
Слайд 86Исследователи выделяют семь компонентов ситуации выбора профессии: общая и региональная структуры
потребностей общества в кадрах; социальное макро- и микроокружение; совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним.
Слайд 87 Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии – длительный
и сложный процесс.
Слайд 88 Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор
профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность.
Слайд 89Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные
с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Слайд 90Материальное вознаграждение – самый значимый фактор, влияющий на выбор профессии современной
российской молодежи.
Слайд 91 Успешные начинания личности в определенных видах деятельности способствуют развитию
и закреплению интереса к этим видам деятельности.
Слайд 93 Характер - иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности,
которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.
Слайд 94Акцентуация – дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что
обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуаций.
Слайд 96 Гипертимный тип – акцентуация характеризуется постоянным пребыванием в приподнятом
настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности; один из наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности типов личности.
Слайд 97
Застревающий тип - акцентуация характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика,
переживаний; окружающие часто характеризуют людей этого типа как злопамятных и мстительных.
Слайд 98 Эмотивный тип - акцентуация отличается высокой чувствительность, глубокими реакциями
в области тонких эмоций; характерны мягкосердечность, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия.
Слайд 99Педантичный тип - акцентуация характеризуется тягой к порядку, нерешительностью и осторожностью.
Слайд 100 Тревожный тип - акцентуация характеризуется повышенной тревожностью, робостью, иногда
с проявлением покорности, неуверенностью в собственных силах по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких.
Слайд 101Циклотимический тип - акцентуация характеризуется сравнительно частой систематической сменой гипертимических и
дистимический состояний.
Слайд 102 Демонстративный тип - акцентуация характеризуется потребностью и постоянным стремлением
произвести впечатление, привлечь к себе внимание; это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении.
Слайд 103Возбудимый тип – акцентуация характеризуется выраженной импульсивностью поведения, которое в значительной
степени обусловлено порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями.
Слайд 104Дистимический тип - акцентуация характеризуется пассивностью, концентрацией внимания на мрачных, печальных
сторонах жизни.
Слайд 105Экзальтированный тип - акцентуация характеризуется крайней впечатлительностью по поводу любого события
или факта и бурными, экзальтированными реакциями на происходящее.
Слайд 106Психосексуальное развитие
и
взаимоотношение
полов
Слайд 107Половое созревание – центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста.
Слайд 108Сроки начала и завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и
формы его протекания, чрезмерно изменчивы и индивидуальны.
Слайд 109 Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше,
чем их сверстники в прошлом. В странах Европы свыше половины юношей и 30-40% девушек начинают половую жизнь до 18 лет.
Слайд 110Как показывают исследования Г.Айзенка, стиль половой жизни во многом зависит от
типа личности.
Слайд 111 Экстраверты раньше начинают половую жизнь, с большим количеством партнеров
и в более разнообразных формах имеют сексуальные контакты
Слайд 112 Интроверты склонны к более индивидуали-зированным, тонким и устойчивым отношениям.
Слайд 113Влюбленность часто напоминает эпидемии: стоит появиться в классе хоть одной паре,
как влюбляются все.
Слайд 114 Интимная близость нередко бывает у юношей средством самоутверждения в
глазах сверстников.
Слайд 115Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте
– формирование сексуальной ориентации.
Слайд 117В мужских сообществах (детские дома, интернаты, общежития, тюрьма, армия и т.д)
старшие или более сильные нередко сексуально насилуют младших, более слабых. Эти действия часто бывают групповыми и мотивируются не только эротически, сколько служат средством установления или демонстрации отношений господства и подчинения. Результат – самоубийства.
Слайд 118Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность
в любви, а одной из основополагающих потребностей в сексуальных отношениях является желание близости.
Слайд 119Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен
быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки.
Слайд 121 Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить
ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Слайд 122Виды агрессии:
- вербальная – выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия,
угрозы, крики).
- спонтанная – самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие.
- косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.
Слайд 123У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15
лет. У девочек также обнаруживается два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Слайд 124У мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и к прямой
вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и косвенной вербальной.
Слайд 125 В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков
доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии у мальчиков.
Слайд 126Независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше,
чем у девочек.
Слайд 128Аддиктивное поведение – злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на
фоне измененного состояния сознания.
Слайд 129Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение идр.),
являются формой девиантного поведения.
Слайд 130Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения,
меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью зови противоречивостью чувств, агрессивностью.
Слайд 131Противоречие между самооценкой и оценкой его личности окружающими может привести подростка
к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении.
Слайд 132 Психологическая зависимость – стремление принимать наркотический или другой препарат,
с тем чтобы вновь испытать желаемые ощущения либо устранять явления психического дискомфорта.
Слайд 133Признаки синдрома психологической зависимости:
- формирование представления об интоксикации как единственно возможном
комфортном состоянии, обеспечивающем максимальную возможную психологическую работоспособность;
- формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию;
- ощущение себя наркозависимым как управляемыми со стороны.
Слайд 134Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. В России доля
курящих подростков стремительно растет.
Слайд 135Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше,
чем дети из семей среднего класса.
Слайд 136Факторы, способствующие приобщению подростков к курению многообразны и многочисленны. Врачи Королевского
колледжа Великобритании выделяют следующие факторы:
Слайд 137Психологический фактор: любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочно
взрослым»
Слайд 138 Социальный фактор: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер,
давление сверстников, приер значимых лиц;
Слайд 139 Физиологический фактор: эффект никотина, оксида углерода, длительность фазы экспериментирования.
Слайд 140Токсикомания – поведение, которое рассматривается как токсикоманическое, если имеет место злоупотребление
психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, росте толерантности, в некоторых случаях при наличии физиологической зависимости.
Слайд 141Рано пристрастившиеся к спиртному подростки отстают в своем психическом развитии, у
них нередки заболевания жизненно важных органов, нервной системы, возможно развитие эпилептической болезни.
Слайд 142Наркотическое вещество – опирается на три критерия: медицинский, социальный и юридический.
Слайд 143Медицинский критерий: специфическое действие вещества или лекарственной формы на центральную нервную
систему, являющееся причиной его немедицинского применения.
Социальный критерий: немедицинское применение веществ или лекарственных форм приобретает масштабы социальной значимости.
Слайд 144Юридический критерий: исходя из предыдущих двух критериев, инстанция, уполномоченная на это,
признала данное средство наркотическим и включила его в официальный список наркотических средств. В правовом аспекте средство признается наркотическим только при наличии всех указанных критериев.
Слайд 146Внешние признаки: чрезмерно суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения; состояние
необъяснимой возбужденности или вялости; речь быстрая, невнятная; маскообразное, почти без мимики одутловатое лицо либо наличие чрезмерной мимики; резкая смена настроения, вспышки враждебности, раздражительности без всякой причины; провалы памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки; бессонница, быстрая утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; неуверенная шатающаяся походка при отсутствии запаха изо рта; землистый цвет лица, круги или мешки под глазами; следы уколов; частый насморк; специфический запах от одежды, волос, изо рта(запах ацетона, клея «Момента» и т.д).
Слайд 147Изменение поведения: равнодушие, утрата интересов к прежним увеличениям, к учебе, прогулы
в школе; отход от прежних друзей, появления новых (странных с точки зрения родителей); нарастающая скрытность, стремление к уединению; появление лживости; появление в разговоре жаргонных слов и позитивных высказываний по поводу употребления наркотиков; постоянный поиск денег, пропажа денег, вещей, лекарств; изменение аппетита (его отсутствие или прожорливость).
Слайд 148Каждый из этих признаков по отдельности иногда ничего не значит. Но
при наличие 4-5 признаков – это сигнал.
Слайд 150Суицидальное поведение – все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания,
угрозы, попытки самоубийства.
Слайд 151Женщины покушаются на самоубийство чаще мужчин, но их попытки реже заканчиваются
смертельным исходом.
Слайд 152Суицидальное поведение подростков часто относят к области «пограничной психиатрии» - области
психопатий и непсихопатических реакций на фоне акцентуаций характера, свойственных подростковому возрасту.
Слайд 153Суицидальное поведение у подростков часто носят демонстративный характер, который обретает черты
«суицидного шантажа».
Слайд 154А.Е.Личко предлагает выделять три формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.
Слайд 155Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения
покончить с жизнью, с расчетом на спасение.
Слайд 156Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми
на высоте аффекте.
Слайд 157 Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию
самоубийства, иногда долго вынашиваемое.
Слайд 158Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях
часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия.
Слайд 159Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, могут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего
к суициду. Измена возлюбленного может привести к суициду, если она сочетается с унижение достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности подростка.
Слайд 160 Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на
самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потере объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствие желания решать актуальные жизненные проблемы.
Слайд 161 Риск самоубийства более высок среди молодых людей, употребляющих алкоголь
или наркотики. Употребление алкоголя и наркотиков снижает способность контролировать импульсивное поведение, осознать последствие своих действий.
Слайд 162Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, институте,
на работе, неудачи в отношениях с любимыми, потеря друга и тому подобное могут вызывать стрессовую ситуацию. Стрессовые ситуации, вызывающие острые аффективные реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения.
Слайд 163Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда
чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершении якобы им злодеянии.
Слайд 164 Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание
к своей беде, отчаянию, а иногда и попытка оказать давление на окружающих.