Слайд 1«Музеи России»
(заочная экскурсия)
Государственный Эрмитаж
Слайд 2 Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов
произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
В главный ансамбль Эрмитажа, расположенный в центре Санкт-Петербурга, входят Зимний дворец – бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода
Слайд 4
Общий вид парадного двора третьего Зимнего Дворца Петра I
Слайд 5экспозиция "Зимний дворец Петра I"
открылась в Государственном Эрмитаже в 1992 г. Она
знакомит с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти XVIII в. Долгое время считалось, что при сооружении Эрмитажного театра архитектором Дж. Кваренги в 1783-1789 гг. на участке, который ранее занимал Зимний дворец Петра I, главная столичная резиденция императора была разобрана до основания.
Слайд 6 Однако из документов периода строительства театра стало известно, что
зодчий сохранил не только отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, но и целые группы помещений различного назначения.
Слайд 7 Исследования, выполненные эрмитажными архитекторами в период с 1976 по 1986 гг.,
выявили под сценой театра обширный фрагмент бывшего парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами дворцовых палат.
Слайд 8 Под театральным залом сохранился фрагмент небольшого жилого корпуса, именовавшийся
при жизни царя "малыми палатками" (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720 гг.) и состоящий из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, в двух этажах театра по Зимней канавке сохранились двенадцать жилых покоев императрицы Екатерины I (арх. Д. Трезини, 1726-1727 гг.).
Слайд 9 За реставрацию и реконструкцию здания Эрмитажного театра с созданием мемориальной
экспозиции "Зимний дворец Петра I" авторский коллектив архитекторов Государственного Эрмитажа, возглавляемый главным архитектором В.П. Лукиным, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Слайд 10
Парадная коляска Петра I и карнавальные сани
Слайд 13 На рубеже XVII и XVIIIвв. начинается новый этап развития
русской гравюры, тесно связанный с именем императора Петра Великого. По его инициативе и при его участии модернизируются старые центры печати (Оружейная палата, Печатный двор) и создаются новые в Москве и Санкт-Петербурге ("Гражданская типография" В.О. Киприянова и "Санктпетербургская типография").
Слайд 14 Петр не только финансировал печатные центры, но и ставил
перед мастерами-граверами определенные задачи, связанные с его преобразовательной деятельностью. Под непосредственным влиянием императора гравюра становится проводником новых идей во всех сферах культурной, политической, социальной и идеологической жизни.
Слайд 15Гравюра Петровского времени
Портрет Александра Даниловича Меншикова
Пикарт, Питер
Слайд 16
Осада турецкой крепости Азов русскими войсками в 1696 г.
Шхонебек, Адриан
Слайд 17 Собрание гравюр петровского времени из фонда печатной графики Отдела истории
русской культуры, как по количеству листов, так и по качеству оттисков, является одним из крупнейших в России. Значительную часть эрмитажной коллекции составляют работы иностранных мастеров-граверов, приехавших в Россию по приглашению Петра I - Андриана Шхонебека, Питера Пикарта и Генрика Девита.
Слайд 18
Взятие Нотебурга
Шхонебек, Адриан
Слайд 19
Изображение фейерверка, устроенного в Москве 1 января 1704 года в честь
взятия шведской крепости Ниеншанц
Шхонебек, Адриан
Слайд 20Корабль 'Предестинация'. Вид с кормы
Шхонебек, Адриан
Слайд 21 Многие редкие и ценные листы выполнены замечательными русскими мастерами
- братьями Алексеем и Иваном Зубовыми, Алексеем Ростовцевым и Василием Киприяновым. Кроме того, в коллекции находится ряд работ, созданных в Англии, Голландии и Франции по заказам Петра I.
Слайд 22 Тематически коллекция весьма разнообразна. В ней собраны уникальные материалы, которые
отразили важнейшие политические и военные события, новые формы быта, этапы развития науки и культуры, тенденции развития искусства в первой четверти XVIII в.
Значительную часть собрания составляют портреты самого Петра I, а также членов его семьи и сподвижников: А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Б.П. Шереметева, Ф.А. Головина и других.
Слайд 23 Тематически коллекция весьма разнообразна. В ней собраны уникальные материалы,
которые отразили важнейшие политические и военные события, новые формы быта, этапы развития науки и культуры, тенденции развития искусства в первой четверти XVIII в.
Значительную часть собрания составляют портреты самого Петра I, а также членов его семьи и сподвижников: А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Б.П. Шереметева, Ф.А. Головина и других.
Слайд 25Коллекция скульптуры Отдела истории русской культуры
включает произведения не только
русских мастеров, но и работавших в России иностранцев. Хронологически собрание охватывает период от первой четверти XVIII до начала XX столетия и содержит скульптурные работы разных жанров.
Слайд 26 Это портреты - статуи, бюсты и барельефы; эскизы и
модели памятников, анималистическая пластика, жанровые композиции, - созданные из различных материалов: мрамора, бронзы и других металлов, майолики, терракоты, дерева, гипса и воска.
Слайд 27 Коллекция располагает уникальными скульптурами Бартоломео Карло Растрелли (1695-1744), творчество
которого приобщило русских мастеров к европейской художественной традиции и явилось фундаментом для создания национальной скульптурной школы. С работ Растрелли, хранящихся в Эрмитаже, начинается история светской скульптуры в России.
Слайд 28
Князь Григорий
Александрович Потемкин-Таврический
Мартос, Иван Петрович
Слайд 29
Портрет императора Петра I
Растрелли, Бартоломео Карло
Слайд 30 Среди иностранных мастеров второй половины ХVIII в., в течение продолжительного
времени работавших в России и произведения которых находятся в собрании, следует назвать М.А. Колло (1748-1821) и Ж.-Д. Рашетта (1744-1809) и др.
Слайд 31
Модель конной статуи для памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади в
Санкт-Петербурге
Клодт фон Юргенсбург, Петр Карлович
Слайд 32 Гордостью коллекции русской скульптуры второй половины XVIII в. являются
произведения представителей петербургской академической скульптурной школы: мраморная фигура Аполлона (1789) работы М.И. Козловского (1753-1802) и модель памятника А.В. Суворову (1801, мрамор, гранит), бюсты Н.В. Репнина (1791, майолика) и А.Н. Самойлова (ок.1798, мрамор), выполненные Ф.И. Шубиным (1740-1805), мраморные статуи Г.А. Потемкина (ок.1793) работы И.П. Мартоса и "Нимфа источника" (1780-е), принадлежащая
Слайд 33 Отечественная скульптура первой половины XIX в. представлена работами таких
значительных русских мастеров, как Б.И. Орловский, В.И. Демут-Малиновский, С.И. Гальберг, М.И. Иванов, А.В. Логановский, Н.С. Пименов и П.К. Клодт.
Слайд 34 Наиболее интересную часть коллекции составляют модели памятников: два варианта конной
статуи Николая I на Исаакиевской площади (П.К. Клодт, 1856г., бронза, чугун), Екатерине II напротив Александринского театра в Петербурге (М.О. Микешин, М.А. Чижов, 1873, бронза, гранит) и "Тысячелетию России" в Новгороде (М.О. Микешин, 1862, бронза, мрамор) и др.
Слайд 36Декоративная бронза XVIII – начала XX в.
Фонд декоративной русской бронзы
в собрании Государственного Эрмитажа, насчитывающий более 3000 предметов, состоит из осветительных приборов и чернильных приборов, декоративных пресс-папье, настольных колокольчиков, мелкой кабинетной пластики, предметов сюрту-де-таблей и утилитарного назначения.
Слайд 37 Основой фонда стали экспонаты, поступившие в Эрмитаж в 1941
г. из собрания историко-бытового отдела Государственного Русского музея. В течение 1970-1980-х гг. коллекция пополнялась новыми предметами бронзы, приобретаемыми через Фондово-закупочную комиссию музея.
Слайд 38Люстра на 30 сечей
1827-1829 гг.
Наиболее значимым разделом фонда является
коллекция подвесных осветительных приборов, изготовленных в России. Привлекают внимание разнообразные люстры, украшающие парадные залы Зимнего дворца и включенные в экспозиции дворцов Петра I и Меншикова, а также Главного штаба.
Слайд 39 Самые ранние из них - бронзовые паникадила XVI -
середины XVIII в. Замечательное пятиярусное паникадило серебреной бронзы начала XVIII столетия было реконструировано и находится в Соборе Зимнего дворца.
Слайд 40 Так называемые екатерининские люстры и фонари с хрусталем и
цветным стеклом выставлены во многих залах музея и составляют самую ценную часть коллекции. В основном они происходят из старых частных домов и дворцов Петербурга
Слайд 41 Осветительные приборы эпохи историзма чрезвычайно разнообразны. В большинстве своем
они были специально исполнены для залов Зимнего дворца и Эрмитажа под руководством архитекторов В. П. Стасова, А. П. Брюллова, А. И. Штакеншнейдера, Л. Н. Бенуа.
Слайд 42 Коллекция ламп (масляные, керосиновые, электрические) насчитывает более 100 экспонатов.
В основном они были получены из Императорского Русского технического общества.
Слайд 43 Коллекция чернильных приборов состоит из редких, зачастую мемориальных предметов, связанных
с памятью российских императоров и членов их семей. Некоторые из них находились в XIX в. в Галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа.
Слайд 44Скульптурная группа 'Пролетка'
Последняя четверть 19 в.
Собрание включает 40 кабинетных
бюстов - экспонаты из старых частных коллекций, в основном из дома графа А. Д. Шереметева. Собрание мелкой кабинетной пластики (около 200 предметов, поступивших из частных коллекций) состоит из произведений скульпторов и литейщиков XIX в., работавших в России.
Слайд 46 Государственный Эрмитаж обладает разнообразным по составу фондом научных приборов
и инструментов. Самой важной его частью является собрание предметов, связанных с жизнью и деятельностью Петра I.
Слайд 47 Наиболее интересные экспонаты мемориальной коллекции Петра Великого представлены на постоянных
экспозициях в залах Зимнего дворца, а также в архитектурно-мемориальных комплексах "Зимний дворец Петра I" и "Дворец Меншикова
Слайд 48 Коллекция приборов и инструментов Петра I, связанных с военным делом,
медициной, навигацией, кораблестроением, строительством, путешествиями и картографией и созданных выдающимися мастерами России и Западной Европы, поистине уникальна.
Слайд 49 В собрание входят астрономические приборы: армиллярные сферы, глобусы, солнечные часы,
астролябии, квадранты, зрительные трубы. Особого внимания заслуживают астрономические часы 1584 г. - весьма сложный прибор, отражающий всю систему понятий о мироздании в конце XVI в.
Слайд 50
Часы астрономические со звёздным и земным глобусами. Армиллярная сфера, представляющая строение
Солнечной системы по геоцентрической теории Птолемея
Начало XVIII в.
Слайд 51
Армиллярная сфера, представляющая строение Солнечной системы по гелиоцентрической теории Николая Коперника
Вторая половина XVII в.
В коллекции находятся армиллярные сферы, представляющие строение мира как по геоцентрической (птолемеевой) системе, так и по гелиоцентрической (системе Н. Коперника).
Слайд 52
Труба зрительная бинокулярная
Мастер Весди
Интересна бинокулярная зрительная труба, вероятно,
сделанная во Франции по русскому заказу. В Эрмитаже хранятся солнечные часы всевозможных конструкций и единственные в собраниях России звездные часы.
универсальные горизонтальные
Часы звёздные
Слайд 54 В собрании есть плотничьи, столярные и слесарные инструменты. Но самой
значимой частью мемориального собрания являются предметы так называемой "Токарни" (придворной механической мастерской) Петра I - токарные станки, резцы, копиры и изделия, свидетельствующие о высочайших достижениях России в области прикладной механики.
Слайд 55 Токарное дело было едва ли не любимейшим увлечением российского императора.
Станки (всего их 12) представляют собой различные модификации токарно-копировальных механизмов. Все они разработаны и сконструированы мастерами "Токарни", среди которых были как иностранцы, так и русские.
Слайд 56 Огромную роль в развитии механики и "токарного художества" сыграл выдающийся
русский изобретатель Андрей Константинович Нартов (1693-1756) - "личный токарь" Петра I, с 1723 г. руководивший деятельностью "Токарни".
Слайд 57
Станок копировально токарный медальерный
Станок копировально-токарный медальерный
Зингер, Франц
Слайд 58 С помощью токарно-копировальных станков и различных литых шаблонов-копиров вытачивались
из слоновой кости и твердых пород дерева как всевозможные утилитарные (хотя и богато орнаментированные) предметы (коробочки, табакерки, чаши, бокалы), так и высокохудожественные сюжетные композиции (в форме медальонов и цилиндров с выпуклым изображением).
Слайд 59
Цилиндр-копир с изображением осады Ригрусскими войсками Зингер (Зенгер), Франс.
Станок зуборезно-фрезерный
Нартов, Андрей Константинович
Слайд 60 Фонд обладает собранием разнообразных
приборов и инструментов XVIII-XX вв.,
главным
образом, западноевропейских. Среди них - астрономические и геодезические приборы (глобусы, планетарии, зрительные трубы, теодолиты), барометры, электрические приборы.
Слайд 61 Имеются и первоклассные произведения русских мастеров-изобретателей 1730-1760-х гг. Нельзя
не упомянуть и небольшие коллекции точных бытовых приборов - театральных биноклей, зрительных трубок, очков, фотоаппаратов.
Слайд 62Компас корабельный.
Астролябия геодезическая
Слайд 63Универсальный мореходный астронавигационный инструмент,
включает в себя часы солнечные универсальные механические
Фацини, Бернард; Коронелли, Винченцо.
Слайд 64
Походная аптечка Петра I
Лойкер, Тобиас; Бреннер, Ганс Георг I
Слайд 65 Пластина (модель для цилиндра-копира) с изображением Полтавского боя 27 июня
1709 г.
Нартов, Андрей Константинович ('Токарня' Петра I)
Слайд 66Медальон в память основания Санкт-Петербурга
1720-е гг.
Слайд 68 Фонд археологических материалов Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа
включает в себя около 120 000 экспонатов - предметов из железа, цветных (в том числе драгоценных) металлов, стекла, керамики, камня, кости и дерева. Это обширное собрание, сложившееся из материалов раскопок ХХ в., характеризует культуру древнерусских городов, расположенных в разных регионах Восточной Европы. Наиболее интересные экспонаты фонда представлены на постоянной экспозиции Эрмитажа "Культура Древней Руси IX-XIV вв.".
Слайд 69 Коллекции материалов раскопок Райковецкого городища и городища у села
Городищи (древнерусский город Изяславль) отражают трагический для Древней Руси период монгольского нашествия. Эти памятники представляют собой остатки древнерусских городов, полностью уничтоженных со всем населением татарами в 1240-1241 гг.
Слайд 70 В Изяславле обнаружено несколько тысяч предметов вооружения (наконечники стрел,
копий, мечи, палаш, кистени, булавы, обломки шлема, уникальная железная боевая маска и др.). Эти находки делают памятник одним из наиболее информативных источников для характеристики военного дела Восточной Европы первой трети XIII в.
Слайд 71 Не меньший интерес представляют многочисленные бытовые предметы и предметы
культа, не попавшие в добычу захватчиков, в том числе, небольшая серия каменных иконок, обломки колоколов, а также серебряные украшения из обнаруженного на городище клада.
Слайд 72Серебряные предметы из раскопок городища у с. Городищи Шепетовского р-на Хмельницкой обл. (древнерусский город Изяславль)