Слайд 2Историческая справка
История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества
Много
веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды.
Характерные черты Русского костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.
Слайд 3
Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она
у крестьян до наших дней как праздничный наряд.
Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках.
Свою связь с мирозданием, пониманием себя как части природы нес не только костюм, но и предметный мир человека, и сам его дом. Перенос образов мироздания на все национальное русское искусство это одна из черт русской культуры.
Слайд 4
Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или ритуальный костюм, сохранивший
нам облик национальной одежды. В нем отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор.
Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.
Слайд 5Предмет исследования
Русский женский костюм
Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить
какой – то один вид костюма.
Ученые выделяют 4 типа женского костюма:
- рубаха с сарафаном и кокошником;
- рубаха с поневой и сорокой;
- рубаха с юбкой андараком (суконной);
- платье кубельком.
Слайд 6
С древних времен женщины сами изготовляли всю одежду для себя и
семьи, вкладывая в нее свое умение, вкус, традиции своей местности, свой природный талант.
Так, по цветовому строю, форме и узорочно можно было определить, откуда крестьянка родом.
Слайд 7
Из поколения в поколение передавалось мастерство и традиции изготовления и украшения
костюма. Готовя свое приданое и подарки своему жениху, девушка рано садилась за ткацкий станок, пяльцы. В узорах старалась выразить свои пожелания, мечты.
Слайд 8Символика цвета и орнамента в одежде
Русский народный костюм отличает богатая красочность
– многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:
Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.
Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало)
Синий, черный – тьма, горе.
Белый – свет, праздник.
Охра – земля
Голубой, серый – надежда
Слайд 9
Служил костюм людям не только защитой от холода,
жары
и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому
что в его цвете, в узорах зашифрованы магические
(колдовские) вышитые красными и черными нитями по
подолу, вороту, на рукавах и груди.
Костюм нес космическую символику: знаки плодородия
– ромбы с точками посредине, сложные ромбы; древо жизни
с предстоящими фигурами Матери – земли; образы
прорастания одной формы в другую (семантический смысл
рост и цветения).
Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы,
зигзаги – символы солнца, земли, дождя;
образы животного мира: павы, кони, барсы.
Слайд 10Русский женский костюм
В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки»
и душегреи, стеганные на вате, с рукавами.
На рис., слева — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
Слайд 11Русский женский костюм
На рис. слева изображен девичий костюм Московской губернии середины
XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.
На рис. справа — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками.
Прямые сарафаны шили из набивной ткани: сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.
Слайд 12Русский женский костюм
В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева —
поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке.
Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу.
Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой.
Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
Слайд 13Русский женский костюм
Самой декоративной и
богатой украшенной
частью
как северного, так и
южного женского костюма
был передник.
Передник обычно делали
из холста, украшали
вышивкой, тканым узором,
цветными отделочными
вставками.
Край передника
оформляли зубцами, белым
или цветным кружевом,
бахромой.
Слайд 14Головные уборы
В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам
обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Слайд 15Русский женский костюм
Без прошлого нет настоящего.
В наше время появилась
потребность возрождения
старинных традиций Русского
народа.
Русский народный костюм
несет в себе неповторимую
красоту, свое искусство,
ставшее гордостью
национальной культуры.