Слайд 1КАК РАЗВИТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА
Семинар – практикум для родителей детей
старшего возраста.
Слайд 2Цель:
Познакомить родителей с приемами коррекционной работы по формированию
фонематического слуха. Установить партнерские отношения с родителями, повысить компетентность родителей в данном вопросе.
Слайд 3 Фонематический слух – это умение слышать составные части
слова, это различение на слух отдельных звуков и слов сходных по звучанию.
Слайд 4 Слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместе
с тем он же становиться контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха.
Слайд 5 Упражнения и задания на развитие фонематического слуха не сложны.
Они доставляют удовольствие и взрослым и детям. Проводить их лучше в игровой форме. Такие игры помогут детям в дальнейшим вслушиваться в свою речь, проводить анализ слов, предложений, всей речи, овладеть грамотой в школе.
Слайд 6Игра «Хлопни на звук «А»
Выделение хлопком заданного
звука в ряде звуков.
Например: звук «а» из ряда: а, р, и, а, т, п, а, т, о, а, г, л, а и т.д.
Слайд 7Игра «Хлопни на слог «ПА»
Выделение хлопком заданного слога.
Например: слог «ПА» из ряда: НА, РА, ПА, ЛА, ПА, ША, ДА, ПА, ГА, ПА и т.д
Слайд 8
Игра «Назови слово со звуком».
Нахождение заданного звука в слове
Н: звук «С». Слова: сумка, кот, карандаш, салфетка, булка, сок, стол, ковер
Слайд 9
Игра «Подбери слова на заданный звук»
Н: звук Л
Слайд 10
Игра «Где живет звук»
Определение позиции звука в слове: в начале,
в конце, в середине.
Н: Звук «Р». Радуга – звук «Р» в начале слова.
Топор – звук «Р» в конце слова.
Морковь – звук «Р» в середине слова.
Слайд 11
Игра «Придумай слово»
Придумывание слов на определенный звук.
Н: Азбука, аист, арбуз,
астра, абрикос, ананас.
Игра «Какой звук первый, последний» Выделение первого (последнего) звука в слове.
Слайд 12
Игра «Сколько звуков»
Сосчитать звуки в заданном слове
Н: кит (3), бант
(4), груша (5) и т.д.
Слайд 13
Игра «Ударный звук»
Выделение ударного звука в слове (для этого звук
в слове протянуть, выделить голосом).
Н: коза (а), рысь (ы), корзина (и) и т.д.
Слайд 14
Игра «Сколько слогов»
Сосчитать слоги в слове. Для этого подставить ладонь
под подбородок, сколько раз подбородок коснется ладони столько и слогов.
Н: каша (2), шар (1), машина (3) и т.д.
Слайд 15
Игра «Какой звук в слове»
(на дифференциацию звуков).
Н: звук
«С» или «З», «Ж» или «Ш», «Ц» или «С» и т.д.
Слайд 16Игра «Найди слова»
Выделить на слух из стихотворного отрывка слова, содержащие один
из разных звуков.
Н: С-Ш, З-С, Б-П, Ж-Ш и т.д. Какой ты звук чаще слышишь «С» или «З».
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме
Слайд 17
Игра «Отбери картинки»
Отобрать предметы, картинки, в названии которых встречаются дифференцированные звуки
и объединить их в пары.
Н: уточка – удочка, мишка - миска
Слайд 18Игра «Подбери к схеме слова»
Подобрать к схеме слова с заданным звуком.
Схема – это карточка, один из квадратов закрашен.
Н: звук «С».
Звук «С» в начале слова
Звук «С» в середине слова
Звук «С» в конце слова
Слайд 19Игра «Цепочка слов»
Выстроить цепочку слов, ориентируясь на последние звуки.
Н: БАК – КОТ – ТАЗ – ЗАМОК – и т.д.
Слайд 20Игра «Длинные – короткие слова»
Варианты:
разложить картинки на две группы;
придумать длинное слово,
короткое;
- «провести дорожки»: к короткой ленточке короткие слова, к длинной ленточке длинные слова.
Слайд 21 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:
Учитель-логопед
УСТИНОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
МАДОУ «ЦРР д\с
№ 112»
2018 год, г. Сыктывкар