Слайд 1Занятие в школе молодого специалиста
Слайд 2Тема занятия: Требования к современному уроку. Самоанализ урока.
Слайд 3Цель занятия
прокомментировать требования к современному уроку и критерии его эффективности
Осознать необходимость
систематического самоанализа урока
Слайд 4План.
Словарь терминов.
Требования к современному уроку и критерии его эффективности.
Педагогические технологии, ориентированные
на развитие ученика.
Самоанализ урока.
Слайд 5Словарь терминов
1 Педагогическая технология - это
Совокупность приемов,
применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
Слайд 6Словарь терминов
2. Эффективность урока:
Слово «эффективность»
в переводе
с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Эффективность урока предполагает развитие у ученика УУД.
Слайд 73. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ −
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Словарь терминов
Слайд 9«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции
В. А. Сухомлинский
Слайд 10
Изменение представления учителя о современном уроке
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие
источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия; игрушки;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Слайд 11ставят акценты
в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося
В эмоционально-волевой сфере выделяют
значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности
школа
акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
Слайд 12
Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Деятельность учителя и ученика
Профессионализм педагога
Педагогические технологии
Содержание
Урок
Слайд 13Требования к современному уроку:
Целеполагание.
Мотивация.
Отбор содержания.
Метапредметность и интегративность знаний
Построение каждого этапа
урока (учебной ситуации) по схеме
Слайд 14Требования к современному уроку:
Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся
Подведение
итога каждого этапа урока
Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися
Организация парной или групповой работы
Слайд 15Требования к современному уроку:
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля
Рефлексия
Качественная положительная оценка деятельности
обучающихся
Минимализация и вариативность домашнего задания
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения
Слайд 16Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?
От чего зависит эффективность
урока?
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
Конкретность поставленной цели и задачи
Создание ситуации успеха
Обучение через открытие
Демократичность и открытость
Результативность
Качество учебного материала
Формирование ключевых компетенций
Способность ученика проектировать свою деятельность
Разнообрае методов, приёмов
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Творчество
Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Слайд 17ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные технологии
Слайд 18ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Этапы:
1. Решение
2. Цель
3. Задачи
4. План и
программа
5. Проверка
«на реализу-
емость»
6. Выполнение
7. Презентация
Базовые
образовательные технологии
Слайд 19УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и повышенными уровнями
требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
Базовые образовательные технологии
Слайд 20ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями и
возможностями
информационного
общества
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом
Базовые образовательные технологии
29
Слайд 21Приемы эффективности урока
Соуправление классом
Способы повышения интереса
Приемы обучения с помощью органов чувств
Приемы
конструирования вопросов
Приемы сочинительства
Прием «Найди ошибки»
Подготовка учеников к докладам
Иллюстрирование тетрадей
Технология «Пластилин»
Технология «Коллаж»
Технология «Диспут»
Технология «Дебаты»
Игры-тренинги
Способы повторения
Устный опрос
Письменный контроль
Взаимоопрос по цепочке
Виды домашних заданий
Слайд 22Приемы эффективного урока
«Корзина идей»
Составление кластера
«Пометки на полях»
Составление маркировочной таблицы ЗУХ
Написание
синквейна
Написание эссе
«Лекция со стопами»
Слайд 23Прием “Корзина” идей,
понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Слайд 24 Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только
своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Слайд 25Игра «Ассоциация»
Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова
должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТНОСТЬ
К – компетентность,
О- ответственность и т.д.)
Слайд 26Урок.
Традиционный обычный
Рассказывать, слушать, отвлекаться
На традиционном уроке обучающиеся пассивны.
Скука!
Урок
Синквейн
Слайд 27Синквейн
Урок.
Современный, деятельностный.
Думать, обсуждать, сотрудничать.
Современный урок предполагает совместную деятельность обучающихся
и учителя по достижению планируемых образовательных результатов
Творчество
Слайд 28Приём «Диаманта»
1,7 строчки –антонимы
2 – 2 прилагательных к первому антониму
3 –
3 глагола к первому антониму
4 – 2 словосочетания с антонимами
5 -3 глагола ко второму антониму
6 – 2 прилагательных ко 2 антониму
Слайд 29Приём «Диаманта»
Современный урок
Деятельностный, личностный
Дискуссировать, сотрудничать, развивать
На современном уроке работа в группах
, на традиционном уроке фронтальные формы работы
Рассказывать, слушать, знакомиться
Обычный, неинтересный
Традиционный урок
Слайд 30Учитель – какой он?
Синквейн
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий.
У учителя
много идей - мало времени.
Призвание.
Слайд 31Прием
“Написание эссе”
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу
для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Слайд 32Прием
“Лекция со стопами”
Лекция – хорошо знакомый и часто
используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Слайд 33Приём «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна:
эта методика эффективна для развития критического мышления.
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Слайд 34Прием
“Составление кластера”
“Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Слайд 35Составляем
кластер
ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УРОКА
Слайд 36Пути
повышения
эффективности
урока
Применение
современных
технологий
Совершенствование
профессионализма
педагога
Личностно-
ориентированный
подход
Постановка
конкретных
целей и задач
Мониторинг
достижения
планируемых
результатов
Современное
оснащение
учебного процесса
формы
методы
приёмы
со
слабоуспев.
с одарёнными
Работа по
ИП
Грамотное
планирование
урока
психолог.
перестройка
повышение
мотивации
вытработка
новых
компетент.
Слайд 37
Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся.
«Настраивает"
мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока.
Методологически грамотный учитель
Для чего необходим самоанализ урока?
Слайд 38Формирует аналитические способности
Развивает интерес к обучающему процессу
Определяет необходимость изучения проблем обучения
и воспитания
Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями
Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы
действенное средство совершенствования профессионально- педагогического мастерства
Что дает самоанализ урока педагогу?
Слайд 39Аспекты самоанализа урока:
I. Цели (задачи) урока
II. Содержание и организация учебного занятия
III.
Технология работы педагога
IV. Деятельностный аспект урока
V. Результативность проведённого урока
Слайд 41 Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!