Слайд 1Использование метода трансактного анализа в работе с обучающимися как средства научения
самоконтролю и бесконфликтному общению
Слайд 2 Хорошими людьми становятся
больше от упражнений, чем от
природы.
Демокрит
Слайд 3Цель:
Раскрывая идею «трех начал» в человеке, способствовать психическому и личностному росту
обучающихся
Слайд 4Задачи
Способствовать
развитию у подростков умения осознанно оценивать свои возможности, качества личности,
поведение;
созданию позитивной Я-концепции подростка через формирование позиции Взрослого;
формированию социальных навыков как условию здорового жизненного стиля.
Слайд 5Ожидаемый результат
Подросток научится
адекватно оценивать свои возможности, качества личности, поведение;
использовать
полученные знания для построения своей жизненной траектории, опираясь на позицию Взрослого;
формировать позитивную Я-концепцию.
Слайд 8«Примерка» ролей
Ученики «примеряют» в одной и той же ситуации три роли
– неуверенного, агрессивного и уверенного человека, что соответствует позициям Ребёнка, Родителя и Взрослого.
Ситуация.
Представьте себе, что ваш знакомый в который раз забывает вернуть вам вашу вещь (книгу, выкройку и т.п.)
Образец ответов.
Неуверенность: «Извини, если моя книга тебе уже не нужна, то, может быть, ты вернёшь её мне?»
Агрессия: «Ты, наконец, вернёшь мне мою книгу?! Сколько я могу тебе напоминать об этом…»
Уверенность: «Мы договорились, что ты вернёшь мне книгу в среду. Сегодня четверг. Будь добр, принеси мне её завтра».
Слайд 9Упражнение «На театральных подмостках»
(разбор ситуаций с позиции Ребёнка, Родителя, Взрослого)
Примеры
ситуаций.
Друг продолжает занимать вас разговором, а вам необходимо уйти. Вы говорите…
Продавщица занята разговором с приятельницей, а вам нужно сделать покупку. Вы говорите…
Ваш заказ в химчистке выполнен с дефектами. Вы обращаетесь к мастеру…
Вы хотите исправить плохую отметку. Вы обращаетесь к учителю…
Ваш сосед по парте испачкал мелом ваше сиденье. Вы подходите и говорите…
Ваш товарищ поставил вас в неловкое положение перед другим. Вы говорите…
Слайд 10Тест «Три «Я»
Инструкция. Оцените, пожалуйста, высказывания в баллах от 0 до
10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
10. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
11. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
12. Я, как многие люди, бываю обидчив.
13. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
14. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
15. Я – увлекающийся человек.
16. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
17. Мои взгляды непоколебимы.
18. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
19. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
20. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
21. Каждый должен выполнять свой долг.
Слайд 11Обработка результатов:
Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам.
Вопросы 1, 4, 7, 10,
13, 16, 19 соответствуют позиции Ребенка (Д).
Вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 соответствуют позиции Взрослого (В).
Вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 соответствуют позиции Родителя (Р).
Запишите полученную формулу, например: ВДР, ДРВ, РДВ и др.
Слайд 12Притча «Странники»
Шёл однажды по дороге странник, путешествующий от деревни к деревне.
По дороге он заметил монаха, который обрабатывал землю недалеко от дороги.
Монах приветствовал странника, а тот обратился к нему с вопросом:
- Я побывал в горном селении, а теперь иду в долину. Что за люди проживают в этой долине?
- А как встретили тебя люди из горной деревни? – спросил монах.
- Ужасно, - ответил странник. – Честно сказать, я поспешил быстрее уйти оттуда. Люди там очень неприветливые. Они встретили меня очень холодно. Они не проявили ко мне никакого участия. Потому-то я и поспешил спуститься вниз, в долину.
- К сожалению, я думаю, в долине тебе окажут похожий приём, - ответил монах.
Спустя какое-то время по дороге проходил другой странник, и он тоже обратился к монаху:
- Добрый день, как живёшь-поживаешь?
- Да живу потихоньку, - ответил монах. – А ты куда путь держишь?
- Я иду в долину. Несколько недель я гостил в верхней деревне. Там живут удивительные люди. Они так любезно встретили меня, так были внимательны ко мне всё время, что я гостил у них. А что за люди живут в нижней деревне, в долине?
- Думаю, что жители нижней деревни окажут тебе такой же приём.
- Ну, что же, желаю тебе удачи. Прощай, добрый человек, - сказал путник и пошёл своей дорогой.