Слайд 1Профессиограммы
99 популярных профессий
Слайд 2Каждая профессиограмма
состоит из следующих разделов:
Классификационная карточка профессии
Доминирующие виды деятельности
Качества, обеспечивающие
успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности)
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
Области применения профессиональных знаний
История профессии
Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным
типом личности
Слайд 3Классификационная карточка профессии
Краткая форма важных с психологической точки зрения
признаков профессии:
доминирующий
способ мышления
область базовых знаний
профессиональная область
межличностное взаимодействие
доминирующий интерес
дополнительный интерес
условия работы
Слайд 4Доминирующий способ мышления
Любая деятельность состоит из проблемных ситуаций, и
человеку приходится решать различные профессиональ-ные задачи:
одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
другим — в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
Слайд 5Доминирующий способ мышления
Доминирующий, т. е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой
личности.
Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав:
решение каких задач дается ему легче всего,
какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны,
какие хобби имеются.
Слайд 6Доминирующий способ мышления
Все способы решения профессиональных задач можно разделить на 3
больших класса:
приложение (применение имеющихся знаний, когда решение четко определено и заранее выучено);
адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям изменяющейся ситуации);
производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).
Слайд 7Область базовых знаний
Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений.
Необходимый уровень знаний может быть:
высоким (теоретическое знание);
средним (практическое использование знаний);
низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены 2 области базовых знаний:
область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по
общеобразовательным предметам);
область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Слайд 8Профессиональная область
Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области.
В
классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия.
При выборе профессии надо подумать, есть
ли желание работать именно в этой профессиональной области.
Слайд 9Межличностное взаимодействие
В профессиональной деятельности люди взаимодействуют друг с другом.
При этом
люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаи-модействие, решать задачи вместе или в одиночку.
Выделяют следующие типы:
Редкое взаимодействие (не стремится действовать совместно с другими, хорошо переносит одиночество во время работы, сами организуют решение своих профессиональных задач, предпочитает независимость).
Частое взаимодействие по типу «напротив»(стремится работать с другими людьми, предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим).
Частое взаимодействие по типу «рядом» (стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач, предпочитает ситуации, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга).
Частое взаимодействие по типу «вместе» (стремится действовать вместе с другими людьми, предпочитает работать «командой». Соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку).
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
Слайд 10Доминирующий интерес
В зависимости от доминирующего (т. е. основного) интереса выделяют следующие
типы:
Реалистический (практический) тип — любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием
Исследовательский (интеллектуальный) тип — сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности.
Социальный тип — активен, общителен, эмоционален. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание.
Конвенциональный (стандартный) тип — усидчивый, исполнительный, дисциплинированный. Отдает предпочтение четко сформулированным предписаниям. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам.
Предпринимательский тип — находчивый, практичный, энергичный, инициативный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны.
Артистический тип — высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью.
Для определения своего типа личности можно использовать «Опросник профессиональных предпочтений», опирающийся на теорию профессионального выбора Дж. Голланда
Слайд 11Дополнительный интерес
Интересы человека невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса.
Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный
интерес.
Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы.
Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом — социальный.
Слайд 12Некоторые профессии,
которые могут подойти человеку
с данным типом личности
В разделе
перечислены виды деятельности, предпочтительные для человека с психологическими признаками, соответствующими ее требованиям.
Это означает, что доминирующие и дополнительные интересы у этих профессий совпадают.
Такая информация, как уже отмечалось ранее, может быть полезной при смене профессии или при ее выборе в качестве запасного варианта.
Слайд 13Условия работы
Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях.
В классификационной карточке
отмечаются два вида условий:
работа в помещении или вне помещения;
мобильная (подвижная) или сидячая.
Слайд 14Доминирующие виды деятельности
В разделе перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист
данной профессии; действия, которые он выполняет.
Слайд 15Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
В разделе указаны качества личности, без
которых
невозможно достичь успеха в выбранной профессии:
способности;
особенности личности;
интересы;
склонности.
Слайд 16В разделе «Качества, препятствующие эффектив-ности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые
могут помешать успеху в выбранной области деятельности.
В разделе «Области применения профессиональ-ных знаний» указаны виды учреждений, организа-ций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.
Слайд 17В разделе «История профессии» приводятся сведения о возникновении, изменении, развитии данной
профессии с древних времен до нашей дней.
В разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности» перечислены иные профессии, которые может успешно выполнять человек, имеющий такие интересы.
Слайд 18Характеристика
будущей профессии