Слайд 1«В ЗЕРКАЛЕ КОНФЛИКТА»
педагог-психолог Чарикова А.В.
Инфосессия для старшеклассников
Слайд 2Инфосессия это -
обучающее занятие, длительностью от 1 до 7
часов, посвященное определенной теме и включающее теоретические и практические методы.
Слайд 3Правила и нормы работы
Конфиденциальность
Каждое мнение имеет право на существование.
Высказываться лаконично и
по существу
Высказываться по одному и только от своего имени.
Если дискомфортно можно только слушать и смотреть
Слайд 4Анкета
1. Конфликт — это ситуация, которая всегда вызывает только негативные реакции?
Слайд 5
2. Сколько существует стратегий
поведения в конфликтных ситуациях?
Слайд 6
3. Существуют определенные черты личности, способствующие конфликтному поведению?
Слайд 7
4. Лучший способ разрешения конфликта — компромисс
Слайд 8Упражнение «Цитаты»
«Секрет успеха в разрешении конфликта заключается в том, чтобы с
самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас»
(Далай Лама)
Слайд 9Понятие «Конфликт»
от лат. Confliktuc (столкновение) расхождение, разногласие во взглядах
между двумя и более людьми, острый способ решения проблем.
Слайд 10Психологи
Конфликт — это естественное условие взаимодействия людей, в
основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном уровне
Слайд 11Социологи
Конфликт — это предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство,
вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов.
Слайд 12Специалисты по управлению
Конфликт — универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоления ограничений
в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществами.
Слайд 15Восприятие ситуации зависит от опыта каждого участника»
Слайд 16«Типы конфликтов»
Сферы проявления конфликта: идеологические/информационные, социально-бытовые, семейно-бытовые, экономические.
Причины конфликта: информационный, структурный,
ценностный, поведенческий.
Субъекты конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные (руководитель-учитель, учитель-учитель, ученик-ученик, учитель-родитель, ученик-родитель), личность-группа (руководитель-коллектив, учитель-класс, ученик-коллектив, лидер-группа), межгрупповые (класс-класс, микрогруппы в классе).
Слайд 17«Типы конфликтов»
Степень длительности и напряженности: бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные вялотекущие,
слабовыраженные быстротекущие.
Предмет конфликта: реалистичные (объективные), нереалистичные (субъективные).
Социальные последствия: конструктивные, деструктивные.
Слайд 18Упражнения «Ситуации»
Сферы проявления конфликта
Причины конфликта
Субъекты конфликтного взаимодействия
Степень длительности и напряженности
Предмет конфликта
Социальные
последствия
Слайд 21Стратегии в поведения в конфликтах
Слайд 22ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
УСТУПКА
Я УСТУПАЮ
Уровень направленности на собственные интересы: низкий.
Уровень направленности на интересы другого:
высокий.
Ценность межличностных отношений: высокая
Краткое описание: Одна из конфликтующих сторон не пытается отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Можно использовать:
- нужно восстановить спокойствие, стабильность,
- предмет разногласий не важен, главное – сохранить хорошие отношения,
- осознаете, что правда не на вашей стороне,
- чувствуете, что недостаточно власти или шансов победить.
Слайд 23УКЛОНЕНИЕ
УХОД
Я ОТСТУПАЮ
Уровень направленности на собственные интересы: низкий.
Уровень направленности на интересы
другого: низкий.
Ценность межличностных отношений: низкая.
Краткое описание: Характеризуется стремлением уйти от конфликта. Реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на ее решение. Это по сути дела взаимная уступка. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения.
Можно использовать:
источник разногласий не важен по сравнению с другими задачами,
- стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию перед решением,
- опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта ухудшит ситуацию,
- одна из сторон обладает большей властью, одна из сторон начинает осознавать, что не права.
Слайд 24СОПРОТИВЛЕНИЕ
БОРЬБА
Я НАПАДАЮ
Уровень направленности на собственные интересы: высокий.
Уровень направленности на интересы другого:
низкий.
Ценность межличностных отношений: низкая.
Краткое описание: При такой стратегии активно используется власть, сила закона, авторитет. Человек, отстаивающий интересы, занимает жесткую позицию, не заинтересован в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения.
Можно использовать: - исход конфликта очень важен для вас,
- вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам решение кажется наилучшим,
- вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять,
- вы должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага,
- вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Слайд 25КОПРОМИСС
ДОГОВОР
Я РЕШАЮ СХОДУ
Уровень направленности на собственные интересы: средний.
Уровень направленности на интересы
другого: средний.
Ценность межличностных отношений: средняя.
Краткое описание: Характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Данная стратегия не портит межличностные отношения. Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.
Можно использовать:
- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью,
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение,
- вас может устроить временное решение, так как нет времени для решения либо другие подходы неэффективны,
- это позволяет хоть что-то получить, чем все потерять.
Слайд 26СОТРУДНИЧЕСТВО
КООПЕРАЦИЯ
Я РЕШАЮ ПРОБЛЕМУ
Уровень направленности на собственные интересы: высокий.
Уровень направленности на интересы
другого: высокий.
Ценность межличностных отношений: высокая.
Краткое описание: Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
Можно использовать:
- необходимо найти общее решение, если каждый подход важен и не допускает компромисса,
- у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной,
- стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения
Слайд 27КОНФЛИКТОГЕНЫ
Негативные оценки и ярлыки (оскорбления)
Советы
вопросы (на которые не нужно или невозможно
ответить)
Приказы
Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев
Ирония, язвительность
Слайд 28Я - УТВЕРЖДЕНИЕ
1. Событие (что вижу, что слышу)
2. Реакция (что происходит
со мной)
3. Причина (потому что…)
Пример
«Когда вы так кричите (1), я не могу вам ответить (2), потому что не могу сосредоточиться (3)
Слайд 30
Презентация подготовлена педагогом-психологом Чариковаой А.В для занятия «В зеркале конфликта»
Зои Сагиной («1 сентября. Школьный психолог» ,январь-февраль, 2018)