Слайд 1Формирование
слоговой структуры слова, коррекция ее нарушений
Слайд 2
МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка»
Учитель-логопед: Никишина Г.С.,
1 квалификационная категория
Слайд 3Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове
А.К Маркова
определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Слайд 4Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью
слогов,
4) моделью самого слога.
Слайд 5Этапы формирования слоговой структуры слов
1 г. 3 мес— 1 г.
8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту,
1 г. 8 мес— 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1 г. 10 мес.— 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2 г. 1 мес.— 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес— 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Слайд 6Нарушения слоговой структуры
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия
– сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток), «на» – луна, «гуница» – гусеница, «капу» – капуста.
– опускание словообразующей гласной («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница)
б) Итерации
– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава, «дирижабил» – дирижабль).
2. Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).
3. Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).
– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).
5. Персеверации – инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).
Слайд 7Коррекция слоговой структуры слова
1. Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и
вербальном материале).
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
Работа на невербальном материале.
1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2) Развитие ритмических способностей является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши
2. Коррекционный этап
Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка.
Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, оттопывания ногами.
Слайд 8Методики по формированию слоговой структуры слова:
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование
слоговой структуры слова: логопедические задания.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией
Слайд 9Ткаченко Т.А.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова:
Слайд 10Ткаченко Т.А.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова:
1. Работа логопеда над
слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.
2. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его лексического значения.
3. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную, кинестетическую функции (зрительные и жестовые символы звуков).
Слайд 121. Подготовительный этап
Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой
структуры слова.
1. Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)
Слайд 132. Фонематическая база – способность к воспроизведению:
сочетаний гласных звуков (АУИ,
ОАИУ, УОИА) и пр.)
слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПО-ПЭ-ПЫ)
Слайд 14слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО)
слоговых
сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ВА-ФА)
2. Фонематическая база – способность к воспроизведению:
Слайд 15слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ)
слов, близких
по звуковому составу (ТАК-ТОК-ТУК)
2. Фонематическая база – способность к воспроизведению:
Слайд 162 этап
Этап формирования слоговой структуры слова
(3 ступени, 20 упражнений)
1
ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
2 ступень . Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков
Слайд 173 этап
Этап формирования слоговой структуры слова
этап закрепления навыков точного
воспроизведения слоговой структуры слова – заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками
4 этап
заключительный этап
использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи
Слайд 18Четверушкина Н.С.
Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова
у детей дошкольного возраста
Слайд 19В основу методики положена классификация А.К. Марковой (14 типов слоговой структуры
слова).
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа).
Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Сопутствующие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Расширение и активизация словарного запаса.
Формирование грамматического строя речи.
Слайд 20Большакова С.Е.
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей
Слайд 21Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей
В основу
положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
5 этапов в работе по формированию слоговой структуры слова:
1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова
2 этап. Работа над гласными
3 этап. Работа над слогами
4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных
5 этап. Работа над словами
Слайд 221 этап.
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова
Слайд 242 этап
Работа над гласными
При выполнении артикуляционной гимнастики, артикуляции гласных
звуков выполняются соответствующие ручные позы :
Ручная поза звука А Ручная поза звука У Ручная поза звука И
«Окошечко» «Трубочка» «Заборчик»
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Работа над речевым дыханием.
Слайд 253 и 4 этап
Работа над слогами, слогами со стечением согласных
При произнесении звуков выполняются соответствующие ручные позы
Ручная поза звука А Ручная поза звука П
Слайд 265 этап
Работа над словами
I ЭТАП
Упражнения на различение длинных и коротких слов
II ЭТАП
Упражнения
на объяснение значений малознакомых слов;
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа;
Упражнения на повторение с выделением ударного слога;
Упражнения с перестановкой слогов (составление слов из слогов);
Упражнение на оценку нормативности;
Упражнения на переход к слитному произнесению;
Упражнения на образование словосочетаний;
Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами;
Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре;
Упражнения на закрепление материала.
Слайд 27Агранович З.Е.
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у
детей
Слайд 28Агранович З.Е.
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у
детей
Основные направления логопедической работы:
-развитие речеслухового восприятия,
-развитие речедвигательных навыков.
Слайд 31Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.
Формирование слоговой структуры слова
Слайд 32Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.
Формирование слоговой структуры слова:
логопедические задания
Слайд 33Классификация продуктивных классов Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. , разработанная А.К. Марковой
(с
изменениями):
1.Звукоподражания
2.Двухсложные слова из открытых слогов
3.Трехсложные слова из открытых слогов
4.Односложные слова из закрытых слогов
5.Двухсложные слова из закрытых слогов
6.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом
7.Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом
8.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом
9.Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом
10.Трехсложные слова с закрытым слогом
11.Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом
12.Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом
13.Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова
14.Двухсложные слова с двумя стечениями
15.Трехсложные слова с двумя стечениями
16.Четырехсложные слова из открытых слогов
17.Пятисложные слова из открытых слогов
18.Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями
19.Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями
20.Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом)
Слайд 34Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи
Слайд 35Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления
1
этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле;
2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве;
3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.
Слайд 362 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных
движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений)
1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров;
2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий;
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления
Слайд 37Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
3этап.
Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения
изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов);
2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц;
3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.
Слайд 38Методика обследования состояния слоговой структуры слов (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.)
Слайд 39Черенкова М.А.
Играя, учимся говорить
Слайд 45Формирование слоговой структуры слова в игровой деятельности
Слайд 46Работа над ритмом
Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Яблочки» («Цветочки»,
«Листочки», «Ананасы», «Морковки», «Цыплята»).
Воспроизведение заданного ритма на слух и выкладывание ритмического рисунка с помощью картинок, предметов или игрушек, а также с использованием ударния для выделения части ритмического рисунка
«Послушай и повтори»
Слайд 48«Собери цветок»
Дидактические игры
Слайд 56Электронная книга
«Русский язык»