Презентация, доклад к выступлению на тему: Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи

Содержание

МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка»Учитель-логопед: Никишина Г.С., 1 квалификационная категория

Слайд 1Формирование слоговой структуры слова, коррекция ее нарушений

Формирование  слоговой структуры слова, коррекция ее нарушений

Слайд 2


МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка»

Учитель-логопед: Никишина Г.С.,
1 квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад №2 «Белочка»Учитель-логопед: Никишина Г.С., 1 квалификационная категория

Слайд 3Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове
А.К Маркова

определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в словеА.К Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных

Слайд 4Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью

слогов,
4) моделью самого слога.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью,2) количеством слогов,3) линейной последовательностью слогов,4) моделью самого слога.

Слайд 5Этапы формирования слоговой структуры слов
1 г. 3 мес— 1 г.

8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту,
1 г. 8 мес— 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1 г. 10 мес.— 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2 г. 1 мес.— 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес— 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Этапы формирования слоговой структуры слов 1 г. 3 мес— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один

Слайд 6Нарушения слоговой структуры
1. Нарушения количества слогов:
а)  Элизия

– сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток), «на» – луна, «гуница» – гусеница, «капу» – капуста.
– опускание словообразующей гласной («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница)
б) Итерации
– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава, «дирижабил» – дирижабль).
2. Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).
3. Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).
– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).
5. Персеверации  – инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Нарушения слоговой структуры    1. Нарушения количества слогов:а)  Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток), «на»

Слайд 7Коррекция слоговой структуры слова
1. Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и

вербальном материале).
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
Работа на невербальном материале.
1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2) Развитие ритмических способностей является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши
 
2. Коррекционный этап
Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка.
Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, оттопывания ногами.

Коррекция слоговой структуры слова1. Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале). Цель данного этапа –

Слайд 8Методики по формированию слоговой структуры слова:
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование

слоговой структуры слова: логопедические задания.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией
Методики по формированию слоговой структуры слова: Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. Агранович

Слайд 9Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова:

Ткаченко Т.А.  Коррекция нарушений слоговой структуры слова:

Слайд 10Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова:
1. Работа логопеда над

слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.
2. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его лексического значения.
3. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную, кинестетическую функции (зрительные и жестовые символы звуков).
Ткаченко Т.А.  Коррекция нарушений слоговой структуры слова: 1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в

Слайд 121. Подготовительный этап
Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой

структуры слова.

1. Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)

1. Подготовительный этап Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова. 1. Фонетическая база –

Слайд 132. Фонематическая база – способность к воспроизведению:
сочетаний гласных звуков (АУИ,

ОАИУ, УОИА) и пр.)



слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПО-ПЭ-ПЫ)
2. Фонематическая база – способность к воспроизведению:  сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА) и пр.) слоговых

Слайд 14слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО)



слоговых

сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ВА-ФА)

2. Фонематическая база – способность к воспроизведению:

слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО)слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по

Слайд 15слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ)


слов, близких

по звуковому составу (ТАК-ТОК-ТУК)

2. Фонематическая база – способность к воспроизведению:

слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ)слов, близких по звуковому составу (ТАК-ТОК-ТУК) 2. Фонематическая

Слайд 162 этап Этап формирования слоговой структуры слова (3 ступени, 20 упражнений)
1

ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.







2 ступень . Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.



3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков


2 этап Этап формирования слоговой структуры слова  (3 ступени, 20 упражнений) 1 ступень. Соотнесение звучания слов

Слайд 173 этап Этап формирования слоговой структуры слова
этап закрепления навыков точного

воспроизведения слоговой структуры слова – заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками








4 этап заключительный этап 

использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи







3 этап Этап формирования слоговой структуры слова   этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова –

Слайд 18Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова

у детей дошкольного возраста
Четверушкина Н.С.  Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Слайд 19В основу методики положена классификация А.К. Марковой (14 типов слоговой структуры

слова).
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа).
Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Сопутствующие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Расширение и активизация словарного запаса.
Формирование грамматического строя речи.
В основу методики положена классификация А.К. Марковой (14 типов слоговой структуры слова).Система работы по коррекции нарушений слоговой

Слайд 20Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Большакова С.Е.  Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Слайд 21Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей
В основу

положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

5 этапов в работе по формированию слоговой структуры слова:
1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова
2 этап. Работа над гласными
3 этап. Работа над слогами
4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных
5 этап. Работа над словами 
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей В основу положен принцип системного подхода в коррекции

Слайд 221 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

Слайд 242 этап Работа над гласными
При выполнении артикуляционной гимнастики, артикуляции гласных

звуков выполняются соответствующие ручные позы :







Ручная поза звука А Ручная поза звука У Ручная поза звука И
«Окошечко» «Трубочка» «Заборчик»

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Работа над речевым дыханием.
2 этап  Работа над гласными При выполнении артикуляционной гимнастики, артикуляции гласных звуков выполняются соответствующие ручные позы

Слайд 253 и 4 этап Работа над слогами, слогами со стечением согласных


При произнесении звуков выполняются соответствующие ручные позы








Ручная поза звука А Ручная поза звука П

3 и 4 этап  Работа над слогами, слогами со стечением согласных При произнесении звуков выполняются соответствующие

Слайд 265 этап Работа над словами
I ЭТАП
Упражнения на различение длинных и коротких слов

II ЭТАП
Упражнения

на объяснение значений малознакомых слов;
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа;
Упражнения на повторение с выделением ударного слога;
Упражнения с перестановкой слогов (составление слов из слогов);
Упражнение на оценку нормативности;
Упражнения на переход к слитному произнесению;
Упражнения на образование словосочетаний;
Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами;
Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре;
Упражнения на закрепление материала.

5 этап  Работа над словамиI	ЭТАПУпражнения на различение длинных и коротких словII	ЭТАПУпражнения на объяснение значений малознакомых слов;Упражнения

Слайд 27Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у

детей
Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Слайд 28Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у

детей

Основные направления логопедической работы:
-развитие речеслухового восприятия,
-развитие речедвигательных навыков.

Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детейОсновные направления логопедической работы:-развитие речеслухового

Слайд 30Коррекционный этап

Коррекционный этап

Слайд 31Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова

Слайд 32Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова:  логопедические задания

Слайд 33Классификация продуктивных классов Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. , разработанная А.К. Марковой (с

изменениями):

1.Звукоподражания
2.Двухсложные слова из открытых слогов
3.Трехсложные слова из открытых слогов
4.Односложные слова из закрытых слогов
5.Двухсложные слова из закрытых слогов
6.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом
7.Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом
8.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом
9.Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом
10.Трехсложные слова с закрытым слогом
11.Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом
12.Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом
13.Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова
14.Двухсложные слова с двумя стечениями
15.Трехсложные слова с двумя стечениями
16.Четырехсложные слова из открытых слогов
17.Пятисложные слова из открытых слогов
18.Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями
19.Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями
20.Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом)

Классификация продуктивных классов Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. , разработанная А.К. Марковой (с изменениями):1.Звукоподражания2.Двухсложные слова из открытых слогов3.Трехсложные

Слайд 34Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у

детей с недоразвитием речи
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.  Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи

Слайд 35Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления
1

этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле;
2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве;
3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления 1 этап. Формирование пространственных представлений

Слайд 362 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных

движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений)
1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров;
2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий;
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления

2 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и

Слайд 37Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
3этап.

Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения
изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов);
2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц;
3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.3этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие

Слайд 38Методика обследования состояния слоговой структуры слов (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.)

Методика обследования состояния слоговой структуры слов (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.)

Слайд 39Черенкова М.А. Играя, учимся говорить

Черенкова М.А. Играя, учимся говорить

Слайд 45Формирование слоговой структуры слова в игровой деятельности

Формирование слоговой структуры слова в игровой деятельности

Слайд 46Работа над ритмом Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Яблочки» («Цветочки»,

«Листочки», «Ананасы», «Морковки», «Цыплята»). Воспроизведение заданного ритма на слух и выкладывание ритмического рисунка с помощью картинок, предметов или игрушек, а также с использованием ударния для выделения части ритмического рисунка

«Послушай и повтори»

Работа над ритмом Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Яблочки» («Цветочки», «Листочки», «Ананасы», «Морковки», «Цыплята»).

Слайд 47«Длинное - короткое»

«Длинное - короткое»

Слайд 48«Собери цветок»
Дидактические игры

«Собери цветок»Дидактические игры

Слайд 49Дидактические игры
«Гусеница»

Дидактические игры«Гусеница»

Слайд 50«Посчитай-ка»

«Посчитай-ка»

Слайд 51«Делим слова на слоги»

«Делим слова на слоги»

Слайд 52«Подбери картинки»

«Подбери картинки»

Слайд 53«Цепочка слов»

«Цепочка слов»

Слайд 54«Слоговое лото»

«Слоговое лото»

Слайд 55«Сложные слова»

«Сложные слова»

Слайд 56Электронная книга
«Русский язык»

Электронная книга «Русский язык»

Слайд 57«Развитие речи»

«Развитие речи»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть