Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гимназия №1»
Формирование метапредметных компетенций на уроках
русского языка
Учитель начальных классов
Литвинцева Л.В.
Нижневартовск 2017 г
Слайд 2Компетенции
Круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен
Слайд 3Метапредметные компетенции
освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 5Признаки метапредметного урока
Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
Использование образовательных
технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Слайд 6Интегрированные уроки
Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки,
на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира.
Слайд 7Метод проектов
Для формирования метапредметных компетенций педагогами успешно применяется метод проектов
Слайд 9Учебное проектирование
Живая Азбука
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Всегда ли мягкий мягкий знак?
В
царстве трёх склонений
Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов:
Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.
Стендовая информация о проекте.
Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).
Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
Формирование групп.
Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.
Поисковый этап.
Промежуточные отчеты учащихся.
Консультации по содержанию и оформлению проектов.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите
Публичная защита
Подведение итогов
Слайд 10Метапредметное задание
Метапредметное задание - задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций,
обеспечивающих понимание информации, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий
Слайд 13Задания на установление сходства или различия языковых явлений
А) на поиск родо-видовых
понятий
сказуемое, дополнение (члены предложения);
подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
запятая, восклицательный знак (пунктуационные знаки).
Б) на поиск обобщающего понятия
Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:
личные, притяжательные (местоимения);
порядковые, количественные (числительные);
глухой, звонкий (согласные);
повествовательное, вопросительное (предложения);
распространенное, не распространенное (предложение);
простое, сложное (предложения);
гласный, согласный (звуки);
настоящее, прошедшее (время);
побудительное, вопросительное (предложения).
Слайд 14Задание на выявление аналогии языковых явлений
Упражнение 1. Дополните начатые цепочки до
4-5 слов по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, … .
Вокзалы, салюты, … .
Объяснение, объединение, … .
Упражнение 2.Буквенный диктант
Задание: выпишите в порядке следования первые буквы основы (предложения воспринимаются на слух):
Московские магистрали освещены всю ночь.
Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.
Лесная ежевика царапала руки.
Если получилось слово молодец – основы найдены правильно.
Упражнение 3.
Составьте предложение.
Найдите в предложении определение, возьмите у него приставку: Это был беспокойный человек.
У сказуемого возьмите корень:
Моряки не страшатся бурь.
Добавьте суффикс определения:
Огромный шар поднялся в воздух.
Добавьте суффикс обстоятельства:
Весело гулять по зимнему лесу.
- Почему в полученном слове (бесстрашно) пишется сс?
- Составьте предложение с этим словом, чтобы оно являлось обстоятельством, и запишите его. Определите вид обстоятельства по таблице.
Данное задание способствует выявлению знаний, развитию внимания и быстроты реакции; интеграции курсов по словообразованию и синтаксису.
Слайд 15Задания на классификацию языковых явлений
Упражнение 1.Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Плач_,
скрипуч_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, могуч_, намаж_, настеж_.
Варианты выполнения задания:
по написанию (с ь после шипящих и без ь);
по частям речи (существительные, прилагательные в краткой форме, наречия, глаголы в повелительном наклонении).
Упражнение 2.Цифровой диктант (иначе – игра «Блеф-клуб»)
Предлагаю детям утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если они согласны со сказанным – ставят цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверяют свои ответы.
Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
В предложении Мы живём в городе, где строится много новых красивых домов есть местоимение.
В предложении Скоро будет лето нет сказуемого.
В предложении может быть только одна основа.
Главные члены предложения являются словосочетанием.
О и О – это схема однородных членов предложения с союзом и.
Ответы: 010001.
Слайд 16Задания на выделение общих и существенных свойств понятий, явлений
Упражнение 1. Определите
общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Очень, весьма, чрезвычайно, абсолютно - ? (наречия меры и степени).
Потом, затем, сейчас, издавна - ? (наречия времени).
Ужасно, грустно, смешно, медленно - ? (наречия образа действия).
Упражнение 2.
При изучении темы «Корень слова» предлагается найти слово, не являющееся родственным, дополнить ещё одним родственным словом.
Товарищ, товарищеский, друг…….
Пень, пеньки, пни…………
Мокрый, примочка, замок……
Упражнение 3.
Определи главные члены предложения.
Громкий звук заглушил ход поезда.
Во время спектакля большие сидели на балконе.
Вдалеке раздалось «ау».
-Составьте несколько предложений, в которых подлежащее было бы выражено в значении существительного, прилагательного в значении существительного, другой частью речи.
Слайд 17Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями
Упражнение 1. Подчеркните
четвертое лишнее
Определение, числительное, подлежащее, сказуемое.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: я предлагаю ученикам такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из данных.
Упражнение.2 Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.
Белый, зелёный, серебристый, юный.
Варианты ответов учеников:
Юный – лишнее, т.к. все остальные обозначают цвет.
Серебристый – лишнее, т.к. состоит из корня, суффикса и окончания.
II вариант упражнения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из неё постепенно по одному слову.
Упражнение 3. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
Объединить – это глагол, остальные – существительные.
Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.
Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.
Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл.
Упражнение 4.Числовые диктанты
Д.1 От количества главных членов в предложении Он шёл и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3-0=3.)
Д.2 Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нём же: Небо было пурпурное, тёплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов. (2х2=4)
Д.3 Количество букв в союзе сложного предложения умножьте на количество слов в предложении. Сначала мы пошли гулять, а потом мы пообедали. (1х8=8).
Слайд 18Исследовательские методы
В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование
элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным
Слайд 19Исследовательские методы
исследовательская деятельность на уроках русского языка формирует метапредметные умения:
-
работать со справочной литературой;
анализировать и делать выводы;
оформлять свою речь;
организовывать собственную деятельность.
важным этапом формирования лексического запаса школьников является комплексный анализ текста
Слайд 20Работа с текстом
Составление текста по словосочетанию, иллюстрации
пересказ выборочный, сжатый, подробный,с
трансформированием текста.
синквейн
Составление схем , таблиц , графиков, рисунков
Творческие изложения и сочинения
Комплексные работы
Слайд 23Работа с текстом
Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут
от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними. Растения, которые живут больше одного года, называют многолетними. Существуют также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними. Это, например, морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.
Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой. Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.
Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
Слайд 24Задания к тексту
1.Определите тему текста.
2. Определите стиль и тип текста. Докажите
свою точку зрения. (Познавательные и коммуникативные УУД).
3. Найдите в тексте сложные слова (познавательные УУД).
4. Найдите числительные(познавательные УУД).
5.Сделайте морфологический разбор 3 существительных разных склонений(познавательные УУД).
6.Составьте на основе текста 2 предложения с обобщающим словом(познавательные УУД).
7. Продолжите текст . (Познавательные и коммуникативные УУД).
Слайд 25Вывод
Практика показывает, что ключевые метапредметные компетенции формируются лишь в опыте собственной
деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.