Слайд 1 Выполнил: Малахова Татьяна Михайловна,
учитель информатики1 квалификационной категории
МБОУ «СОШ №2 г.Медногорска»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Эмоции личности»
Слайд 2моции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе,
при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам людьми — т. е. во всем, что нам дорого и о чем мы искренне заботимся. Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и уместными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть.
Э
1. Общее представление об эмоциях
и особенности их проявления
Слайд 3 Каждая эмоция имеет также свои уникальные сигналы, которые наиболее
отчетливо проявляются у нас на лице и в нашем голосе. За счет раннего обнаружения эмоций мы можем успешнее взаимодействовать с людьми в самых разных ситуациях и управлять нашими собственными эмоциональными реакциями на чувства других людей.
Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него.
Слайд 4Основные фундаментальные эмоции.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью
достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.
Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Слайд 5Основные фундаментальные эмоции.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной
информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Слайд 6Основные фундаментальные эмоции.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме
аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Слайд 7Основные фундаментальные эмоции.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных
взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.
Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Слайд 8Основные фундаментальные эмоции.
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании
несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Слайд 9Эмоциональные состояния преходящи,
но в них отражаются индивидуальные особенности личности:
меланхолика — минорное настроение, холерика — возбужденное. Но в основном, абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеют усредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и его настроения.
У
Слайд 102. Функции эмоций.
Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность,
отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности.
2. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне.
Слайд 11 Функции эмоций.
3. Оценочная функция эмоций ставит их в один
ряд с другими формами познания. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека.
4. Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения.
Слайд 12Функции эмоций.
5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Они относятся к
процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой, побуждая и направляя ее.
6. Регуляторная функция эмоций, — указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся/неудавшиеся действия, которые их возбудили.
Слайд 13Функции эмоций.
Функция следообразования. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции
(след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его в будущем).
8. Функция коммуникации. Способность к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства.
Слайд 14Функции эмоций.
9. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание
деятельности. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к
расстройству поведения и здоровья.
Слайд 15
3. Общее понятие о личности.
Личность — это конкретный человек,
взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью.
Слайд 164. Эмоциональные свойства личности
Индивидуальные различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в
эмоциональной сфере. Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены, и какое отношение человека они выражают.
Слайд 17Типичные различия в эмоциональных особенностях личности проявляются.
1. В сильной или слабой
эмоциональной возбудимости;
2. В большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия характеризуют темперамент человека.
3. Силу или интенсивность чувства.
4. Его глубину.
Слайд 18Типичные различия
в эмоциональных особенностях личности проявляются:
Характерологически очень существенными
и глубокими являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами. Эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь им, погружаясь в них. Они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны.
Слайд 19Типичные различия в эмоциональных особенностях личности проявляются.
Сентиментальные натуры скорее
созерцают свои чувства, «любуясь их переливами». Они созерцательны и чувствительны, но пассивны.
Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. Страстные действенны. Их не удовлетворяет ни непосредственное переживание своего чувства, ни его созерцание. Для них чувство – это страстное стремление.
Слайд 20ТИПИЧНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ:
Е.П. Ильин, описывая
эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных.
Слайд 21ВЫРАЖЕНИИ ЭМОЦИЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТРЕХ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ
1. «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального
состояния);
2. «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);
3. «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции).
Слайд 22ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Имеется чувство, совокупность ощущений, которые мы испытываем
и о которых мы часто знаем.
Эмоциональный эпизод может быть кратким, иногда длящимся всего несколько секунд, или же намного более продолжительным. Если он длится часами, то тогда мы имеем дело с настроением, а не эмоцией.
Эмоция вызвана чем–то, что имеет для человека большое значение.
Слайд 23ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Мы переживаем эмоции как нечто, возникающее
в нас, а не выбираемое нами.
Процесс оценки, в ходе которого мы постоянно отсортировываем все то, что имеет для нас значение, обычно осуществляется автоматически. Мы не осознаем процесс оценки, если только он не оказывается достаточно длительным.
Слайд 24ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Имеется период невосприимчивости, во время которого отсеиваются
информация и знания, хранящиеся в нашей памяти, в результате чего мы получаем доступ только к тому, что подкрепляет испытываемую нами эмоцию. Период невосприимчивости может длиться всего несколько секунд или быть намного более продолжительным.
Слайд 25ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Существуют универсальные темы эмоций, отражающие историю
нашей эволюции, помимо многих обусловленных нашей культурой, усвоенных нами вариаций этих тем, отражающих наш индивидуальный опыт. Другими словами, эмоции вызывает у нас то, что имело значение для наших предков, а также то, что, как обнаружили мы сами, имеет значение для нашей собственной жизни.
Слайд 26ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Мы узнаем о своем эмоциональном состоянии
сразу, как только начинается эмоция, т. е. после завершения первоначальной оценки. Как только мы осознаем, что находимся во власти эмоции, мы можем начать переоценивать ситуацию.
Желание испытывать или не испытывать определенные эмоции в значительной степени мотивирует наше поведение.
Слайд 27ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Поддельные выражения эмоций могут быть обнаружены, хотя
и с трудом, по более заметной асимметрии, по отсутствию характерных мышечных движений, которые являются типичными для искреннего выражения, но с трудом могут воспроизводиться преднамеренно, а также по временному несоответствию между появлением выражения эмоции и произносимыми словами.
Слайд 28ЭМОЦИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Эффективный сигнал — ясный, быстрый и универсальный
— информирует других людей об эмоциях, которые испытывает человек.
Эмоции, маскируемые с помощью улыбки, могут проявляться в верхней части лица — в верхних веках, бровях и состоянии поверхности лба.
Слайд 29Способы устранение нежелательных эмоций
Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только
не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;
Слайд 30Способы устранение нежелательных эмоций
Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное
дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности;
Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценке значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», и т.п.;
Слайд 31Способы устранение нежелательных эмоций
Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай
неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);
Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
Откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;
Слайд 32Способы устранение нежелательных эмоций
Физическая разрядка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать
в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т.п.
Как писал С.Л. Рубинштейн «эмоции являются субъективной формой существования потребностей».