Слайд 1Проектно - исследовательская деятельность
Слайд 2Исследовательская деятельность
Цель:
приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа
освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний.
Слайд 3Постановка проблемы
Изучение теории
Подбор методик исследования и овладение ими
Сбор материала
Анализ и обобщение
материала
Научный комментарий
Выводы
Этапы исследовательской деятельности
Слайд 4-это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Условия:
Наличие представления о конечном продукте
Наличие этапов проектирования
Реализация проекта
Рефлексия результатов деятельности
Проектная деятельность
Слайд 5- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,
выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Является организационной рамкой исследования.
Проектно - исследовательская деятельность
Слайд 6
Соотношение проектирования
Средство: исследование
Проектирование
Главная цель - реализация
проектного замысла
Средство: проектирование
Исследование
Главная
цель – уяснение
сущности явления, истины
Результат:
интеллектуальный продукт
и проектного метода организации исследования
Слайд 7Проект- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по
разрешению значимой для учащегося проблемы.
Метод проектов- технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
Слайд 8Тип образования - когнитивно-коммуникативная система обучения и социализации личности.
Концептуальные основы:
ребенок в
своем онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет путь человеческого познания;
ребенок обучается на основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником (субъектом) своего обучения, а не просто воспринимая информацию из окружающей среды органами чувств;
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
Условия успешности обучения - проблематизация учебного материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью, игрой, трудом;
Мотивы обучения: исследовательский, социальный, созидательный, художественного выражения.
Слайд 9Педагогические основания - свободное воспитание, опора на индивидуальный опыт ребенка, поисковая,
исследовательская ориентация.
Психологические основания - гуманистическая психология; естественная потребность ребенка в познании, исследовании окружающей среды и её преобразовании.
Подход к ребенку - гуманно-личностный.
Способ организации учебного процесса - коллективный (кооперативный), система малых групп, индивидуальная деятельность.
Ведущие методы познания - экспериментальные, проблемно-поисковые, исследовательские, проективные.
Слайд 10Содержание при проектном обучении - предметное, междисциплинарное, интегрированное, надпредметное знание (например,
естествознание, обществознание, мировая культура, экология, география, и т.д.).
Цель: осознание учащимися связей между учебными предметами и окружающим миром посредством соединения знаний и опыта критического оценивания действительности.
Знание становится:
способом вхождения в культуру и осознания себя в культурном пространстве;
средством организации деятельностного творчества - социальной вовлеченности;
средством самоопределения личности.
Слайд 11
Кто такой учитель?
Учитель – невидимый консультант
Слайд 12
Виды учебных проектов
Информационный
Прикладной
Творческий
Исследовательский
Слайд 13
Исследовательский проект
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской
проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Слайд 14
Этапы исследования
выделение проблемы;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных
(накопление фактов, наблюдений доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
сопоставление данных и умозаключений, их проверка.
подготовка выступления;
выступление;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
построение выводов,
заключений.
Слайд 15
Прикладной проек
( конечный результат)
документ, созданный на основе полученных результатов исследования
рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, организации),программа действий;
справочный материал;
словарь;
проект оформления школьного двора и т.д.
Слайд 16
Состав преподавательской проектной группы
научный руководитель: концепция и общее руководство ходом работ
по разработке и написанию проектов.
куратор класса: формирование работоспособных групп, оказание помощи в распределении функций, постоянный патронат работы проектной группы.
консультанты: оказание помощи учащимся в специально отведенное время.
Слайд 17
Состав ученической
проектной группы
Проект - менеджер - разработчик идей: концепция, оригинальные
разработки
дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн - проекта.
технолог: оформление описательной части проекта.
специалисты по решению конкретных задач и исполнение заданий.
Слайд 18
Общие требования
к учебным проектам
оформляется тем или иным способом (альбом, сборник,
путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка и др.);
публично защищается;
должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;
получен при помощи современных методов работы с информацией;
представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты;
оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна;
рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;
Слайд 19
Дидактические характеристики учебных проектов
Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями
жизни учащихся.
Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования.
Самостоятельная деятельность учащихся; интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий.
Структурирование содержательной части проекта, определенность сроков начала и окончания проектной работы.
Целевой характер деятельности учащихся, требующий использования конкретных исследовательских процедур.
Слайд 20
Проектные умения
Мыследеятельностные: проблематизация, целеполагание
и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса
(поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядности презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Слайд 21
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в
Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Проектные умения
Слайд 22
Уровни развития проектных умений
Базовый уровень-1
Продвинутый уровень -2
Высший уровень-3
Выделение уровней сложности проектных
умений
позволяет осуществить дифференцированный
подход к проектному обучению
Слайд 23
Проектное умение проблематизация
Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему
– 1
Выделить и сформулировать проблему из множества проблем
(поля проблем) – 2
Рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определенной позиции – 2
Произвести сужение проблемы путем ограничения пространства
и/или времени в ситуации, породившей проблему – 2
Из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную
(по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную,
самую острую, самую доступную в решении.
Обосновать выбор - 3
Слайд 24
Проектное умение целеполагание
Формулировать цель деятельности по заданному результату 1
Формулировать цель деятельности
по решению проблемы - 1
Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор -2
Провести уточнение цели с учетом имеющихся средств её достижения - 2
Распределение общей групповой цели между членами группы - 2
Ранжировать цели - 3:
по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие);
масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие);
по принадлежности (личные, групповые)
Сделать сужение и расширение цели - 3
Слайд 25
Проектное умение планирование
Формулировать задачу, исходя из формулировки цели - 1
Планировать поэтапное
достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа - 2
Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов - 2
Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования - 3.
Слайд 26
Проектное умение рефлексия и самоанализ
Анализ результата по практической важности - 1
Анализ
результата по соответствию цели - 1
Рефлексия поставленной задачи и личных
возможностей её решения - 1
Анализ результата по социальной значимости - 2
Анализ результата по степени решения проблемы - 2
Рефлексия результатов решения задачи - 2
Анализ результата по оптимальности затрат – 3
Слайд 27
Проблема проекта
(актуальность)
Первоначальные идеи
Оценка идей
(выбор перспективной)
Цель проекта
Задачи проекта
Выбор способов и методов
Работа над
проектом
Оформление результатов работы
Защита проекта
Прогнозирование результатов
Этапы работы над проектом
Слайд 28 Моделирование идеальной
( желаемой) ситуации
Анализ реальной ситуации
Определение и анализ проблем
Анализ имеющейся информации
Определение потребности в информации
Сбор и изучение информации
Этапы работы над проектом
Поисковый
Голуб Г.Б.
Перелыгина Е.А.
Чуракова О.В.
Слайд 29 Определение цели и задач проекта
Определение способа разрешения проблемы
Составление плана реализации
проекта: пошаговое планирование работ
Анализ ресурсов
Планирование продукта
Анализ информации
Сбор и изучение информации
Этапы работы над проектом
Аналитический
Слайд 30
Этапы работы над проектом
Практический
Выполнение плана работ
Контроль
Слайд 31 Предварительная оценка продукта
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
Презентация продукта
Этапы работы
над проектом
Прзентационный
Слайд 32 Анализ результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Оценка продвижения
Этапы работы над проектом
Контрольный
Слайд 33 Консультирует
Мотивирует
Фасилитирует
( провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную самооценку деятельности, моделируя различные
ситуации)
Наблюдает
Роль учителя
Слайд 34 Выбирает
( принимает решения)
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми
Оценивает
Роль
ученика
Слайд 39Дидактические характеристики учебных проектов
Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными
условиями жизни учащихся.
Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования.
Самостоятельная деятельность учащихся; интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий.
Структурирование содержательной части проекта, определенность сроков начала и окончания проектной работы.
Целевой характер деятельности учащихся, требующий использования конкретных исследовательских процедур.
Слайд 40Где место проекту?
Урок?
Внеурочная деятельность?
Общешкольный проект?
Телекоммуникационный проект?
Слайд 41Модель 1
долгосрочный (годичный) проект
Список проектов
Самоопределение
Знакомство с командой
«Присвоение» проблемы
формулировка целей, задач
выбор способов
и методов действия
планирование своей деятельности
Составление развернутого плана
Проведение исследований
Представление промежуточных результатов
Доработка проектов
Обще
школьная
конференция
Май
Сентябрь
10-12
Февраль-Март
Апрель
Подготовка чистового варианта
Подготовка доклада
Рецензирование доклада, работа с «внешними» экспертами
Предзащита проекта
Слайд 42Модель 2
проект в рамках «проектной недели»
1 день
Принятие решений
Решение школьного совета о проведении проектной неделе
2 день Организационный
«Создание мастерских». Самоопределение в работе мастерских
3 день По мастерским:
Представление списков проектов. «Присвоение» проектов учениками. Формирование команд. Знакомство (представление) членов команды.
Начало работы над проектом – формулировка целей, задач, выбор способов и методов действия, планирование своей деятельности, составление развернутого плана.
5-7 день
Работа над проектом – поиск информации, проведение исследований, индивидуальные и групповые консультации…
8 день
Оформление проектных работ. Предзащита проектов в мастерской. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
9 день
«Город мастеров» – публичная защита проектов
Слайд 43Модель 3
выполнение проекта в рамках урока
1 урок
Постановка проблемы – учитель. Формулировка
темы проекта(ов) совместно с учениками
или
Представление списков проектов, «присвоение» проектов учениками*
Формирование команд
2-3 уроки Работа над проектом
формулировка целей, задач, выбор способов и методов действия,
распределение ролей,
сбор, структурирование информации
проведение исследований
индивидуальные и групповые консультации…
4-5 урок
оформление проектных работ.
6-7 урок
защита проектов, самооценка проведенного проекта, обсуждение проектов
8 урок
доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Слайд 44Критерии оценки
(выполнение проекта)
Актуальность темы и предлагаемы решений, реальность, практическая
направленность и значимость работы.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к публикации.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.
Слайд 45Критерии оценки
(защита)
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов,
результатов, аргументированность, убедительность и убежденность.
Объем и глубина знаний по предмету, эрудиция, межпредметные связи.
Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Слайд 46 "Во время обнаруженный и выпестованный талант каждого ребёнка
открывает ему путь к непостижимым высотам в жизни".
Б. Акунин "Азазель"
Слайд 47Литература
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории
развивающего образования
В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, - 224 с. -Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека)