Презентация, доклад к уроку по ПМ.03 Классное руководство по теме Проектно-исследовательская деятельность школьников

Содержание

Исследовательская деятельность Цель: приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний.

Слайд 1Проектно - исследовательская деятельность

Проектно - исследовательская деятельность

Слайд 2Исследовательская деятельность
Цель:
приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа

освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний.
Исследовательская деятельность Цель: приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу

Слайд 3Постановка проблемы
Изучение теории
Подбор методик исследования и овладение ими
Сбор материала
Анализ и обобщение

материала
Научный комментарий
Выводы



Этапы исследовательской деятельности

Постановка проблемыИзучение теорииПодбор методик исследования и овладение имиСбор материалаАнализ и обобщение материалаНаучный комментарийВыводы Этапы исследовательской деятельности

Слайд 4-это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Условия:

Наличие представления о конечном продукте
Наличие этапов проектирования
Реализация проекта
Рефлексия результатов деятельности

Проектная деятельность

-это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,

Слайд 5- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,

выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Является организационной рамкой исследования.

Проектно - исследовательская деятельность

- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода

Слайд 6











Соотношение проектирования
Средство: исследование
Проектирование

Главная цель - реализация
проектного замысла
Средство: проектирование
Исследование

Главная

цель – уяснение
сущности явления, истины
Результат:
интеллектуальный продукт

и проектного метода организации исследования

Соотношение проектированияСредство: исследованиеПроектированиеГлавная цель - реализация проектного замыслаСредство: проектированиеИсследованиеГлавная цель – уяснение сущности явления, истиныРезультат:интеллектуальный

Слайд 7Проект- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по

разрешению значимой для учащегося проблемы.
Метод проектов- технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

Проект- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.Метод проектов-

Слайд 8Тип образования - когнитивно-коммуникативная система обучения и социализации личности.
Концептуальные основы:
ребенок в

своем онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет путь человеческого познания;
ребенок обучается на основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником (субъектом) своего обучения, а не просто воспринимая информацию из окружающей среды органами чувств;
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
Условия успешности обучения - проблематизация учебного материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью, игрой, трудом;
Мотивы обучения: исследовательский, социальный, созидательный, художественного выражения.

Тип образования - когнитивно-коммуникативная система обучения и социализации личности.Концептуальные основы:ребенок в своем онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет путь

Слайд 9Педагогические основания - свободное воспитание, опора на индивидуальный опыт ребенка, поисковая,

исследовательская ориентация.

Психологические основания - гуманистическая психология; естественная потребность ребенка в познании, исследовании окружающей среды и её преобразовании.

Подход к ребенку - гуманно-личностный.

Способ организации учебного процесса - коллективный (кооперативный), система малых групп, индивидуальная деятельность.

Ведущие методы познания - экспериментальные, проблемно-поисковые, исследовательские, проективные.

Педагогические основания - свободное воспитание, опора на индивидуальный опыт ребенка, поисковая, исследовательская ориентация.Психологические основания - гуманистическая психология;

Слайд 10Содержание при проектном обучении - предметное, междисциплинарное, интегрированное, надпредметное знание (например,

естествознание, обществознание, мировая культура, экология, география, и т.д.).
Цель: осознание учащимися связей между учебными предметами и окружающим миром посредством соединения знаний и опыта критического оценивания действительности.

Знание становится:
способом вхождения в культуру и осознания себя в культурном пространстве;
средством организации деятельностного творчества - социальной вовлеченности;
средством самоопределения личности.


Содержание при проектном обучении - предметное, междисциплинарное, интегрированное, надпредметное знание (например, естествознание, обществознание, мировая культура, экология, география,

Слайд 11

Кто такой учитель?
Учитель – невидимый консультант

Кто такой учитель?Учитель – невидимый консультант

Слайд 12
Виды учебных проектов






Информационный
Прикладной
Творческий
Исследовательский

Виды учебных проектов Информационный Прикладной Творческий  Исследовательский

Слайд 13
Исследовательский проект






Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской

проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.


Исследовательский проектПод исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая

Слайд 14
Этапы исследования






выделение проблемы;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных

(накопление фактов, наблюдений доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
сопоставление данных и умозаключений, их проверка.
подготовка выступления;
выступление;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
построение выводов,
заключений.


Этапы исследованиявыделение проблемы;формулирование гипотезы;планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств), их анализ, синтез,

Слайд 15
Прикладной проек ( конечный результат)






документ, созданный на основе полученных результатов исследования

рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, организации),программа действий;
справочный материал;
словарь;
проект оформления школьного двора и т.д.


Прикладной проек  ( конечный результат)документ, созданный на основе полученных результатов исследования рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных

Слайд 16
Состав преподавательской проектной группы






научный руководитель: концепция и общее руководство ходом работ

по разработке и написанию проектов.
куратор класса: формирование работоспособных групп, оказание помощи в распределении функций, постоянный патронат работы проектной группы.
консультанты: оказание помощи учащимся в специально отведенное время.


Состав преподавательской проектной группынаучный руководитель: концепция и общее руководство ходом работ по разработке и написанию проектов. куратор

Слайд 17
Состав ученической проектной группы






Проект - менеджер - разработчик идей: концепция, оригинальные

разработки
дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн - проекта.
технолог: оформление описательной части проекта.
специалисты по решению конкретных задач и исполнение заданий.


Состав ученической  проектной группыПроект - менеджер - разработчик идей: концепция, оригинальные разработки дизайн-менеджер: составление и оформление

Слайд 18
Общие требования к учебным проектам





оформляется тем или иным способом (альбом, сборник,

путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка и др.);
публично защищается;
должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;
получен при помощи современных методов работы с информацией;
представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты;
оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна;
рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;


Общие требования  к учебным проектамоформляется тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка

Слайд 19
Дидактические характеристики учебных проектов





Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями

жизни учащихся.
Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования.
Самостоятельная деятельность учащихся; интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий.
Структурирование содержательной части проекта, определенность сроков начала и окончания проектной работы.
Целевой характер деятельности учащихся, требующий использования конкретных исследовательских процедур.


Дидактические характеристики учебных проектовНепосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями жизни учащихся. Наличие значимой проблемы, требующей

Слайд 20
Проектные умения






Мыследеятельностные: проблематизация, целеполагание
и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса

(поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядности презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Проектные уменияМыследеятельностные: проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный

Слайд 21



Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в

Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Проектные умения

Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;Информационные: структурирование информации,

Слайд 22
Уровни развития проектных умений


Базовый уровень-1
Продвинутый уровень -2
Высший уровень-3

Выделение уровней сложности проектных

умений
позволяет осуществить дифференцированный
подход к проектному обучению

Уровни развития проектных уменийБазовый уровень-1Продвинутый уровень -2Высший уровень-3Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к

Слайд 23
Проектное умение проблематизация




Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему

– 1

Выделить и сформулировать проблему из множества проблем
(поля проблем) – 2
Рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определенной позиции – 2
Произвести сужение проблемы путем ограничения пространства
и/или времени в ситуации, породившей проблему – 2

Из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную
(по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную,
самую острую, самую доступную в решении.
Обосновать выбор - 3

Проектное умение проблематизация Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему – 1 Выделить и сформулировать проблему

Слайд 24
Проектное умение целеполагание





Формулировать цель деятельности по заданному результату 1
Формулировать цель деятельности

по решению проблемы - 1
Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор -2
Провести уточнение цели с учетом имеющихся средств её достижения - 2
Распределение общей групповой цели между членами группы - 2
Ранжировать цели - 3:
по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие);
масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие);
по принадлежности (личные, групповые)
Сделать сужение и расширение цели - 3
Проектное умение целеполаганиеФормулировать цель деятельности по заданному результату 1Формулировать цель деятельности по решению проблемы - 1Выбирать главную

Слайд 25
Проектное умение планирование







Формулировать задачу, исходя из формулировки цели - 1
Планировать поэтапное

достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа - 2
Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов - 2
Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования - 3.

Проектное умение планированиеФормулировать задачу, исходя из формулировки цели - 1Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые

Слайд 26
Проектное умение рефлексия и самоанализ








Анализ результата по практической важности - 1
Анализ

результата по соответствию цели - 1
Рефлексия поставленной задачи и личных
возможностей её решения - 1
Анализ результата по социальной значимости - 2
Анализ результата по степени решения проблемы - 2
Рефлексия результатов решения задачи - 2
Анализ результата по оптимальности затрат – 3
Проектное умение рефлексия и самоанализАнализ результата по практической важности - 1Анализ результата по соответствию цели - 1Рефлексия

Слайд 27

Проблема проекта (актуальность)
Первоначальные идеи
Оценка идей (выбор перспективной)
Цель проекта
Задачи проекта
Выбор способов и методов
Работа над

проектом

Оформление результатов работы

Защита проекта

Прогнозирование результатов

Этапы работы над проектом

Проблема проекта (актуальность)Первоначальные идеиОценка идей (выбор перспективной)Цель проектаЗадачи проектаВыбор способов и методовРабота над проектомОформление результатов работыЗащита проектаПрогнозирование

Слайд 28 Моделирование идеальной
( желаемой) ситуации
Анализ реальной ситуации

Определение и анализ проблем
Анализ имеющейся информации
Определение потребности в информации
Сбор и изучение информации

Этапы работы над проектом

Поисковый

Голуб Г.Б.
Перелыгина Е.А.
Чуракова О.В.

Моделирование идеальной   ( желаемой) ситуации Анализ реальной ситуации Определение и анализ проблем Анализ имеющейся

Слайд 29 Определение цели и задач проекта
Определение способа разрешения проблемы
Составление плана реализации

проекта: пошаговое планирование работ
Анализ ресурсов
Планирование продукта
Анализ информации
Сбор и изучение информации

Этапы работы над проектом

Аналитический

Определение цели и задач проектаОпределение способа разрешения проблемыСоставление плана реализации проекта: пошаговое планирование работАнализ ресурсовПланирование продуктаАнализ

Слайд 30
Этапы работы над проектом
Практический
Выполнение плана работ
Контроль

Этапы работы над проектомПрактическийВыполнение плана работКонтроль

Слайд 31 Предварительная оценка продукта
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
Презентация продукта

Этапы работы

над проектом

Прзентационный

Предварительная оценка продуктаПланирование презентации и подготовка презентационных материаловПрезентация продуктаЭтапы работы над проектомПрзентационный

Слайд 32 Анализ результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Оценка продвижения
Этапы работы над проектом
Контрольный

Анализ результатов выполнения проектаОценка продуктаОценка продвиженияЭтапы работы над проектомКонтрольный

Слайд 33 Консультирует
Мотивирует
Фасилитирует
( провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную самооценку деятельности, моделируя различные

ситуации)
Наблюдает


Роль учителя

КонсультируетМотивируетФасилитирует ( провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную самооценку деятельности, моделируя различные ситуации)НаблюдаетРоль учителя

Слайд 34 Выбирает
( принимает решения)
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми
Оценивает

Роль

ученика
Выбирает   ( принимает решения)Выстраивает систему взаимоотношений с людьмиОцениваетРоль ученика

Слайд 35Поисковый этап

Поисковый этап

Слайд 36Аналитический этап

Аналитический этап

Слайд 37Практический этап

Практический этап

Слайд 38Презентационный этап

Презентационный этап

Слайд 39Дидактические характеристики учебных проектов
Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными

условиями жизни учащихся.
Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования.
Самостоятельная деятельность учащихся; интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий.
Структурирование содержательной части проекта, определенность сроков начала и окончания проектной работы.
Целевой характер деятельности учащихся, требующий использования конкретных исследовательских процедур.

Дидактические характеристики учебных проектов  Непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными условиями жизни учащихся. Наличие значимой

Слайд 40Где место проекту?


Урок?
Внеурочная деятельность?
Общешкольный проект?
Телекоммуникационный проект?

Где место проекту?Урок?Внеурочная деятельность?Общешкольный проект?Телекоммуникационный проект?

Слайд 41Модель 1 долгосрочный (годичный) проект


Список проектов
Самоопределение
Знакомство с командой
«Присвоение» проблемы
формулировка целей, задач
выбор способов

и методов действия
планирование своей деятельности

Составление развернутого плана
Проведение исследований
Представление промежуточных результатов

Доработка проектов
Обще
школьная
конференция


Май

Сентябрь




10-12



Февраль-Март

Апрель


Подготовка чистового варианта
Подготовка доклада
Рецензирование доклада, работа с «внешними» экспертами
Предзащита проекта

Модель 1 долгосрочный (годичный) проектСписок проектовСамоопределениеЗнакомство с командой«Присвоение» проблемыформулировка целей, задачвыбор способов и методов действияпланирование своей деятельностиСоставление

Слайд 42Модель 2 проект в рамках «проектной недели»


1 день

Принятие решений Решение школьного совета о проведении проектной неделе
2 день Организационный «Создание мастерских». Самоопределение в работе мастерских
3 день По мастерским: Представление списков проектов. «Присвоение» проектов учениками. Формирование команд. Знакомство (представление) членов команды.
Начало работы над проектом – формулировка целей, задач, выбор способов и методов действия, планирование своей деятельности, составление развернутого плана.
5-7 день Работа над проектом – поиск информации, проведение исследований, индивидуальные и групповые консультации…
8 день
Оформление проектных работ. Предзащита проектов в мастерской. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
9 день «Город мастеров» – публичная защита проектов


Модель 2 проект в рамках «проектной недели»    1 день Принятие решений Решение школьного совета

Слайд 43Модель 3 выполнение проекта в рамках урока


1 урок
Постановка проблемы – учитель. Формулировка

темы проекта(ов) совместно с учениками или Представление списков проектов, «присвоение» проектов учениками*
Формирование команд
2-3 уроки Работа над проектом
формулировка целей, задач, выбор способов и методов действия,
распределение ролей,
сбор, структурирование информации
проведение исследований
индивидуальные и групповые консультации…
4-5 урок
оформление проектных работ.
6-7 урок
защита проектов, самооценка проведенного проекта, обсуждение проектов
8 урок
доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Модель 3 выполнение проекта в рамках урока1 урокПостановка проблемы – учитель. Формулировка темы проекта(ов) совместно с учениками

Слайд 44Критерии оценки (выполнение проекта)
Актуальность темы и предлагаемы решений, реальность, практическая

направленность и значимость работы.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к публикации.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

Критерии оценки (выполнение проекта)  Актуальность темы и предлагаемы решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

Слайд 45Критерии оценки (защита)
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов,

результатов, аргументированность, убедительность и убежденность.
Объем и глубина знаний по предмету, эрудиция, межпредметные связи.
Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Критерии оценки  (защита) Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, убедительность и убежденность.Объем и

Слайд 46 "Во время обнаруженный и выпестованный талант каждого ребёнка

открывает ему путь к непостижимым высотам в жизни".
Б. Акунин "Азазель"


Слайд 47Литература
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории

развивающего образования
В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998 Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 144 с. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, - 224 с. -Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека)
Литература   Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования   В. В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть