Слайд 2Определения буллинга
1. (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира,
грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля (http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm)
2. Это агрессивное и негативное поведение которое осуществляется регулярно, происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и это поведение является умышленным (Вишневская В.И., Бутовская М.Л.)
3. Это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе (Кон И.С.)
4. Определяется как повторная и неоднократная агрессия, когда один или несколько человек намереваются навредить другому человеку или потревожить его (помешать ему) физически, словесно или в психологическом отношении (Olweus D.)
Слайд 3Виды буллинга (по Е.П.Ильину)
Слайд 6Виды буллинга (по Д.Олвеус)
Вербальный буллинг
Буллинг социальным исключением или изоляцией
Физические издевательства
Издевательства
ложью и лживыми слухами
Отбирание денег или других вещей
Угрозы и принуждения
Расистский буллинг
Сексуальный буллинг
Кибербуллинг
Слайд 7Классификация средств, используемых при буллинге
Слайд 8Психологические показатели при буллинге
Показатели враждебности и агрессивности
Зависимость/независимость от мнения других
Уровень коммуникативных способностей
Самооценка
Популярность
Страх и тревожность
Сравнительная таблица показателей у участников буллинга
Слайд 9Что делать жертве буллинга?
Немецкие специалисты предлагают:
Вести личный дневник.
Попробовать поговорить с
обидчиком.
Постараться обеспечить себе дружескую поддержку.
Слайд 10Моббинг как вид буллинга
Особенности моббинга как вида буллинга
Слайд 11«Моббинг» от англ.слова «mob» означает – толпа, шайка, сборище.
Моббинг –
в служебном коллективе понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, для того, чтобы заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.
В Европе и на Западе жертвами групповой травли становятся от 10% до 30% работников.
Слайд 1245 вариаций поведения типичных для моббинга
Бойкот, придирки, насмешки, дезинформация, доносительство, причинение
вреда здоровью, мелкие кражи или порча личных вещей, утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание и т.п.
Слайд 13Что важно при моббинге?
систематичность действий
существенное различие в соотношении сил
проявляется не менее
одного раза в неделю и на протяжении шести месяцев и более
Что стимулирует моббинг?
появление чувства сопричастности и повышение уровня сплоченности в группе
желание демонстрировать свою власть
ослабление ответственности за свои действия, когда преследователи действуют сообща
Психологический механизм моббинга
Слайд 15По данным А.В. Гришиной и Е.н. Волковой (2013 год)
34% детей в
возрасте от 11 до 18 лет подвергались физическому насилию со стороны сверстников.
Удары по голове (лицу) – 8%
По рукам – 17%
Скручивание уха – 9%
Таскание за волосы – 5%
Броски какими-то предметами – 21%
Пинки – 13%
Психологическим формам насилия подвергались 41% детей.
Проклятиям и обзываниям подверглись 36% детей
Преднамеренным унижениям – 19% детей
Ломали вещи у 29% детей
Слайд 16Позиция учителей (воспитателей) при травле
По данным В.Р. Петросянц (2011)
2/3 учителей наблюдали
ситуации буллинга в школе.
53% предпочли не вмешиваться
41% вмешивались время от времени
6% вмешивались в ситуацию
По данным Олвейса
85% учителей вмешиваются «почти всегда» или «часто», чтобы прекратить буллинг.
40% учеников начальной школы и
60% учащихся средней школы ответили, что учителя пытаются прекратить буллинг
Но лишь «время от времени» или же никогда не делают этого.
Слайд 17Как можно узнать о травле ребенка
Ребенок неохотно идет в школу и
очень рад любой возможности не ходить туда
Возвращается из школы подавленным
Часто плачет без очевидных причин
Никогда не вспоминает никого из одноклассников
Очень мало говорит о своей школьной жизни
Одинок
Его никто не приглашает в гости, на дни рождения и он никого не хочет позвать к себе
Слайд 18Последствия подростковой травли
Тревожность
Депрессия
Расстройства питания
Низкое самоуважение и неудовлетворенность школой
Повышенная застенчивость
и понижение доверия к людям в студенческом возрасте
Слайд 19Методы предотвращения буллинга и моббинга в школе
Многие антибуллинговые акции направлены на
профилактику его наиболее опасных последствий.
Программы и мероприятия по предотвращению моббинга сводятся к формированию определённых установок каждого отдельного ученика и введению правил и норм, направленных против моббинга.
Профилактическая программа Роланда, состоящая из двух этапов.
Первый этап – организация эффективного классного руководства, которое само по себе предотвращает буллинг и моббинг, для чего учитель должен быть авторитетом для учащихся.
Авторитетный классный руководитель, который является фактором, препятствующим буллингу (руководит классом, проявляет внимание и заботу о каждом ученике, контролирует соблюдение контактов, создает в классе открытую и доброжелательную обстановку).
Грамотное руководство школой, эффективное сотрудничество и согласие в учительском коллективе также способствует уменьшению уровня распространенности буллинга среди учащихся (учащиеся видят, что взрослые обладают полномочиями и силой).
Второй этап – осуществление мероприятий, направленных непосредственно против буллинга и моббинга.
Программа включает в себя чтение литературы, просмотр фильмов, спектаклей, ролевые игры, сочинения и беседы о моббинге и буллинге.
Слайд 20Антибуллинговая программа себс (англия)
Слайд 21в эстонском центре этики разработано методическое пособие для специалистов по работе
с детьми
Было определено, что наиболее эффективной работой по предотвращению травли оказалась работа по формированию ценностей как у школьников, так и у учителей, среди которых наиболее важными являются:
– терпимость (умение принять других детей такими, какие они есть, относиться ко всем одинаково);
– уважение (уважать других детей, быть хорошим товарищем для всех, ценить личностное разнообразие);
– заботливость (выражать интерес и эмпатию, заботу по отношению к другим детям, быть готовым помочь им);
– смелость (говорить «хватит», устанавливать границы дозволенного, быть смелым и хорошим другом, который реагирует на несправедливость, защищает слабых)
Сотрудники Центра этики разработали методические пособия по проведению дискуссий о ценностях с учащимися 3-4-х и 7-9-х классов, проводимых в игровой форме
Слайд 22методики работы по разрешению конфликтных ситуаций
Участник выбирают карточку с номером принятого
решения, а затем обсуждают в микрогруппе данную ситуацию, давая свои комментарии по поводу личного выбора. Каждый участник обосновывает свой выбор и старается убедить в своей правоте остальных членов группы. Выслушав все аргументы, группа пытается прийти к общему мнению относительно выбора варианта ответа на предложенную ситуацию. Участники придерживаются правила «Умей не только убеждать в своей правоте, но и прояви умение слышать мнение других». Результаты выборов ответов участниками отмечаются в таблице. После обсуждения участникам дается возможность узнать, что стоит за каждым вариантом решения.
Слайд 23Психолого-педагогические ситуации
Слайд 24«Учитель наказывает»
Ситуация. В школе шестиклассник заставил третьеклассника подниматься и спускаться по
лестнице на четвереньках. Дежурный учитель это увидел и заставил шестиклассника делать то же самое. Я стою рядом. Что мне делать?
Предложенные варианты ответов:
1. Постою, посмотрю. Этот шестиклассник без подобного наказания все равно не понял бы, что так делать нельзя.
2. Скажу дежурному учителю, что, по моему мнению, это неправильное наказание.
3. Постараюсь утешить третьеклассника и скажу, что так этому шестикласснику и надо.
4. Не хочу на это смотреть, уйду.
5. У меня останется неприятный осадок от увиденного, пойду, поговорю об этом с классным руководителем.
6. Сниму увиденное на телефон и покажу дома родителям.
Слайд 25«Заснятое избиение»
Ситуация. Одноклассники прислали мне ссылку на видеоклип, который якобы выложили
в интернет Роберт и Кармо из нашей школы. На видео видно, как Роберт, Кармо и еще кто-то избивают мальчика. Что мне делать?
Предложенные варианты ответов:
1. Покажу этот клип родителям.
2. Скажу Роберту и Кармо, чтобы они удалили видео из интернета.
3. Приму решение, что найду кого-нибудь из школьного самоуправления и расскажу об увиденном.
4. Ничего не буду делать, поскольку боюсь мести со стороны Роберта и Кармо.
5. Расскажу друзьям об увиденном и пошлю им ссылку.
6. Перешлю эту ссылку модератору сайта.