Слайд 1
Возрастные особенности детей
Слайд 2
Индивидуальность ребенка складывается:
Возрастные особенности;
Личностные особенности: застенчивость, тревожность, чрезмерная активность, замкнутость, упрямство.
Слайд 3
Возрастные особенности детей 7 – 10 лет
Ребенок осваивает новые правила поведения,
которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, выражает свое отношение к сверстникам и взрослому;
Младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений;
Интересы неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей
направленности дети этого возраста
индивидуалисты. Лишь постепенно
под влиянием воспитания
у них начинает складываться
коллективистическая направленность;
Слайд 4
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей
являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе;
Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – педагога. Оценка педагога принимается детьми как главная характеристика личностных качеств ребенка. Особенно значима личность педагога для налаживания межличностных отношений детей;
Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для детей этого возраста.
Слайд 5
Возрастные особенности 11 – 13 лет
Переходный от младшего возраста к подростковому
возраст.
Характерно:
усиление независимости детей от взрослых;
негативизм, происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения;
повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности;
очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье;
Слайд 6
начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности,
замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность;
обостряется чувство собственного достоинства;
проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности;
не всегда умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое.
Слайд 7
Возрастные особенности 14 – 16 лет
Пик
эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего сексуального возбуждения.
Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.
Слайд 8
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ:
Не хотят слушать
никаких советов
Не приходят вовремя
Не убираются
Непостоянные дружеские связи
Снижение самооценки
Борьба за самостоятельность
Обидчивость, раздражительность, упрямство
Переутомление, снижение внимания
Основной сферой интересов становится общение со сверстниками.
Слайд 9
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
Слайд 11
Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с ребенком, привлекающим внимание
Слайд 13
Характеристики властолюбивого поведения
Слайд 15
Характеристики мстительного поведения
Слайд 17
Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с ребенком, цель которого —
власть или месть
Слайд 18
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи
Слайд 20
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
повышаем голос,
произносим
фразу типа: «здесь пока еще я решаю»,
оставляем последнее слово за собой,
используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
разговариваем с сарказмом,
даем оценку характеру ребенка, передразниваем детей,
действуем с превосходством, ставим ребенка в угол,
втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
настаиваем на своей правоте, читаем морали,
оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
изображаем негодование,
придираемся, изводим кого-то придирками,
сравниваем одного с другим,
командуем, требуем, давим.