Презентация, доклад к семинару с элементами тренинга Ученик - учитель. Развитие коммуникативных умений и навыков общения педагогов с учащимися

Содержание

Воспитание – это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце молчать

Слайд 1 Семинар с элементами тренинга
Подготовил
практический психолог МОУ «Школа № 83 имени

Г.И. Баланова г. Донецка
Символокова Наталья Сергеевна

Учитель-ученик

Семинар с элементами тренинга  Подготовилпрактический психолог МОУ «Школа № 83 имени Г.И. Баланова

Слайд 2Воспитание – это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить,

а в конце молчать

Воспитание – это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце молчать

Слайд 3Цель:
развивать коммуникативные умения и навыки педагогов в общении с учащимися;
способствовать

овладению приемами эффективного, бесконфликтного общения через игровые методы;
развивать навыки выхода из стресса, депрессии;
усовершенствовать способности к самоанализу, саморегуляции;
способствовать укреплению здоровья педагогов: физического, психического, социального и духовного;
развивать артистичность
Цель: развивать коммуникативные умения и навыки педагогов в общении с учащимися;способствовать овладению приемами эффективного, бесконфликтного общения через

Слайд 4Задачи:
приобрести навыки самодиагностики, понимания себя, других людей;
активизировать процесс самопознания;
расширить возможности

позитивного установления контакта в разных ситуациях общения с учащимися и внутри педагогического коллектива;
усовершенствовать диапазон творческих способностей
Задачи: приобрести навыки самодиагностики, понимания себя, других людей;активизировать процесс самопознания;расширить возможности позитивного установления контакта в разных ситуациях

Слайд 5ПРАВИЛА, которые помогут нам в нашей работе
1. Доброжелательно

относитесь ко всем участникам семинара
2. Не перебивайте того, кто говорит
3. Активно участвуйте в обсуждении
4. Если кто-то расскажет свой секрет, не рассказывайте его другим
5. Отвечайте честно и правдиво
6. Преодолевайте трудности здесь и сейчас
7. Не оценивайте, не давайте совета – поддерживайте и рекомендуйте

ПРАВИЛА, которые помогут нам     в нашей работе1. Доброжелательно относитесь ко всем участникам семинара2.

Слайд 6«АССОЦИАЦИИ»


УЧЕНИК - …

«АССОЦИАЦИИ»УЧЕНИК - …

Слайд 7УЧИТЕЛЬ - …

УЧИТЕЛЬ - …

Слайд 8«СМЕКАЛКА»
ДО …
РЕ …
МИ …
ФА …
СИ …

«СМЕКАЛКА»ДО …РЕ …МИ …ФА …СИ …

Слайд 9Продолжите и проанализируйте ситуации. Предложите рекомендации всем участникам ситуации

Продолжите и проанализируйте ситуации. Предложите рекомендации всем участникам ситуации

Слайд 10Задание № 1 «Находчивость»
Иванов Дмитрий часто пропускал уроки без уважительной причины.

И сегодня он опять не пришел в школу. Классный руководитель Оксана Владимировна, решила навестить прогульщика. После уроков она отправилась домой к Иванову. Дмитрий проживал с родителями и младшей сестрой. Позвонив в дверь, она услышала тихий шепот и шум за дверью, но дверь никто не открывал (увидев в дверной глазок классного руководителя, Дима засуетился). Классный руководитель позвонила вновь, но вот дверь открыла девочка 4- 5 лет в руках она держала бутерброд с колбасой. Девочка протянула бутерброд учителю со словами: - «Вот, тетя, возьмите это, в доме больше ничего нет» - и закрыла двери.
Задание № 1 «Находчивость»Иванов Дмитрий часто пропускал уроки без уважительной причины. И сегодня он опять не пришел

Слайд 11Задание № 2 «Водные процедуры»
Урок математики в 10 классе. Учитель объясняет

новый материал. Два школьника, сидящие на первой парте, активно беседуют, не обращая внимания на изложение учителя. Учитель Анна Сергеевна сделала замечание ученикам, призвав их внимательно слушать. Затихнув на несколько минут, ученики вновь продолжали бурно обсуждать свои проблемы. На перемене учитель подошла к школьникам доброжелательно-деловым тоном попросила их соблюдать дисциплину на уроке. Ребята согласились. Но как только начался следующий урок, все повторилось, школьники опять начали беседовать друг с другом. Анна Сергеевна громко сказала: «Внимание». На ее призыв среагировали все, кроме двух беседующих учеников. Тогда она взяла ведро с водой, которое стояло в углу класса, и предназначалось для полива цветов, и вылила на ребят…



Задание № 2 «Водные процедуры»Урок математики в 10 классе. Учитель объясняет новый материал. Два школьника, сидящие на

Слайд 12Задание № 3 «Упрек»
Десятиклассники упрекнули классного руководителя в том, что она

их неправильно воспитываете: «Сейчас выживают циники, а вы нас настраиваете на доброту, порядочность, милосердие, лирику». И привели массу сокрушительных примеров процветания циников и прозябания лириков. Что ответил классный руководитель на примеры ребят?
Задание № 3 «Упрек»Десятиклассники упрекнули классного руководителя в том, что она их неправильно воспитываете: «Сейчас выживают циники,

Слайд 13Упражнение «Машина времени»
Представьте, что вы перенеслись на пять лет вперед. Где

и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения у вас сложились с окружающими вас людьми? Какие препятствия, вам пришлось преодолеть и каким образом?
Упражнение «Машина времени»Представьте, что вы перенеслись на пять лет вперед. Где и кем вы работаете? Опишите свой

Слайд 14Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина,

и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.
1 «Вот тебе и на!»
2 «А что тебе смешно?»
3 «Ну, и ради бога!»
4 «Ты что, дурачок?»
5 «Люблю веселых людей».
6 «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение»
Ситуация 1Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко

Слайд 15Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы

провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:
«Твое дело — учиться, а не учить учителя».
«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
« Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
«Тебе просто не хочется учиться».
«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
«Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Ситуация 2	В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:

Слайд 16Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять

и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

«Не хочешь — заставим!»
«Для чего же ты тогда пришел учиться?»
«Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
«Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»
«Не мог бы ты объяснить, почему?»
«Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
Ситуация 3Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не

Слайд 17Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и

в том, что ему когда-либо удастся, как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

«Если честно сказать — сомневаюсь».
«О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
«У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
«Почему ты сомневаешься в себе?»
«Давай поговорим и выясним проблемы».
«Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Ситуация 4	Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся,

Слайд 18Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите,

я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?
«Попробуй только!»
«В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите­лями».
«Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя­зательно спрошу».
«Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
«Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
«А что ты собираешься делать дальше?»
«Мне интересно знать, почему посещение концерта (про­гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».
«Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес­нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так важно именно для тебя».
Ситуация 5Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в

Слайд 19Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». - Как на это дол­жен отреагировать учитель?

«Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
«Да, я плохо себя чувствую».
«Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
«Я сегодня плохо спал, у меня много работы».
«Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
«Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
Ситуация 6	Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Слайд 20Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне»,

— говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

«Перестань говорить глупости!»
«Ничего себе, додумался!»
«Может быть, тебе найти другого учителя?»
«Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та­кое желание?»
«А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
«Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Ситуация 7	«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет:

Слайд 21Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что

я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и препода­ваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учи­теля?

«Ты слишком хорошо думаешь о себе».
«С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
«Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
«Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо­чешь, то у тебя все получится».
«Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
«Излишняя самоуверенность вредит делу».
Ситуация 8	Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если

Слайд 22Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что для

того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным челове­ком». — Что должен ответить ему на это учитель?

«Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
«Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».
«Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
«Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».
«Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
«Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Ситуация 9	В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему

Слайд 23Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее

задание и т.п.)». - Как следует на это отреагировать учителю?

«Ну вот, опять!»
«Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
«Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
«Я хотел(а) бы знать, почему?»
«У тебя, вероятно, не было для этого возможности»
«Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 10	Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». - Как следует

Слайд 24Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы,

чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». - Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

«Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
«Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
«Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
«Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
«Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
«Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
Ситуация 11	Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше,

Слайд 25Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения

преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол­жен на это ответить учитель?

«У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
«У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
«Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
«Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся се решить».
«Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­ думать».
«Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Ситуация 12	Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал

Слайд 26Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите

и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи­теля?

«Это — плохо».
«Ты, наверное, в этом не разбираешься».
«Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
«Почему?»
«А что ты сам любишь и готов защищать?»
«На вкус и цвет товарища нет».
«Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
Ситуация 13	Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким

Слайд 27Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей

по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

«Ну и что?»
«Никуда не денешься, все равно придется».
«Это глупо с твоей стороны».
«Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
«Почему?»
«Я думаю, что ты не прав».
Ситуация 14	Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу

Слайд 28Ключ к методике «Педагогические ситуации».

Ключ к методике «Педагогические ситуации».

Слайд 29Результаты теста:
Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной

испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

выше 4,5 балла - то педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми

от 3,5 до 4,4 балла - то педагогические способности считаются среднеразвитыми

меньше, чем 3,4 балла - то педагогические способности рассматриваются как слаборазвитые
Результаты теста:Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям,

Слайд 30
Приемы,  которые  способствуют  установлению 
благоприятной  атмосферы  в  процессе  обучения

1.  Сотрудничество 

с  учащимися  в  процессе  обучения

2.  Совет  с  учениками

3.  Обращение  за  помощью  к  ученикам  во  время  объяснения  материала

4.  Просьба  учителя  (помогите,  подберите,  приготовьте,  нарисуйте)

5.  Выбор  самому  учащемуся  задания  для  выполнения,  для  домашнего  задания

6.  Вера  в  способность  каждого  учащегося  достигать  вершин
Приемы,  которые  способствуют  установлению  благоприятной  атмосферы  в  процессе  обучения 1.  Сотрудничество  с  учащимися  в  процессе  обучения2.  Совет 

Слайд 317.  Подбадривать  каждого  "слабо"  успевающего,  давать  советы

8.  Способность  выражать  радость  за 

успехи 
ученика:
-Дети,  я  хочу  всех  вас  поблагодарить  за  работу
-Ваши  сочинения  читала  учителям  в  учительской
-Я  была  уверена  в  ваших  способностях

9.   Радоваться  вместе  с  детьми

10.  Принять  ребенка  таким,  какой  он  есть

11.  Чаще  улыбайтесь  детям!
7.  Подбадривать  каждого 

Слайд 32
ПОДВЕДЕМ
ИТОГИ !

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть