Слайд 1
Семинар
педагогов-психологов
по теме:
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в кризисной ситуации»
Слайд 2
В жизни человека случаются психотравмирующие ситуации, воздействие которых
не может измеряться обычными мерками.
Для характеристики этих ситуаций используются два основных понятия:
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ (ЧС) – «внезапно возникающие исключительные события в жизни общества (природные бедствия, эпидемии, технологические аварии, войны и др), в результате которых погибает или травмируется большое количество людей». Источник угрозы – обезличен.
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ антропогенного или социального характера (ЭС) - ситуация, выходящая за пределы обычного, «нормального человеческого опыта»; источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты и др.).
Слайд 3
Чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные.
Землетрясения и наводнения пострадавшие от них расценивают как «божью волю», либо действие безликой природы..., — тут ничего нельзя изменить… А вот экстремальные ситуации антропогенного характера настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации — образ мира.
У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней — вся система жизненных координат.
ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА – событие, которое воспринимается человека как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, т.е. потрясением.
Слайд 4
При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются реакции:
бред
и галлюцинации;
плач;
истероидные реакции;
агрессивное поведение;
психомоторное возбуждение;
нервная дрожь;
апатия;
ступор;
страх.
Слайд 5Острые стрессовые реакции.
Методы оказания психологической помощи.
Острая стрессовая реакция - наступает
в момент критического инцидента и продолжается не более трех суток.
Цель – ориентировать ребенка на борьбу! Необходимо сделать все, чтобы обучающийся осознавал, что он не один, что он кому-то нужен, тогда в его борьбе за жизнь появляется более глубокий смысл !
Слайд 6 Ключевые моменты при оказании помощи школьнику в острой
стрессовой ситуации:
не оставлять одного;
дать ощущение большей безопасности;
оградить от посторонних зрителей;
дать ощущение, что подросток не остался один на один со своей бедой;
употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией;
постараться свести реакцию к плачу;
не употреблять частицу «не».
Слайд 7Общение.
Принципы общения с подростком в кризисной ситуации.
Общение – процесс установления контакта
между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией.
Компоненты общения:
невербальное – мимика, жесты;
паравербальное – тон речи, тембр;
вербальное – произносимые слова, речь.
Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.
активное
пассивное
Слайд 8
Основные приемы активного слушания:
поддакивание «угу», «ага»;
перефразирование полученной информации;
резюмирование;
правильная постановка вопросов;
своевременная
пауза;
раппорт – присоединение к дыханию, темпу речи, нтонации;
отражение чувств, эмпатия.
«Угу» – поддакивание -во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.д., этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нем.
Перефразирование – формулировка той же мысли, но иными словами. Дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают.
Слайд 9 При перефразировании, ориентируйтесь на смысл и содержание
сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Перефразирование можно начать следующими фразами:
я правильно понял, что…
другими словами …
(Данный прием уместен тогда, когда говорящий сделал паузу и собирается с мыслями, о чем говорить далее. Не стоит его перебивать.)
Резюмирование - итог основных идей и чувств.
При резюмировании, из целой части разговора выделяется только главная мысль, для него полезны такие фразы, как:
идея, в том, что…
Слайд 10
Правильная постановка вопросов
«Закрытые вопросы» – уместны когда нужно ускорить
получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет».
«Открытые вопросы» - на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы можете получить от собеседника, как можно больше информации, а беседе перейти от монолога к диалогу. Человек имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, выбрать ту информацию, которую он хочет вам сообщить.
Пауза- необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца (человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства).
Слайд 11
Общие принципы ведения информационно-разъяснительной работы:
Четкие, короткие фразы (не более 11 слов
в предложении), с элементами внушения.
Минимальная жестикуляция.
Исключение из речи частицы «не».
Отслеживание темпа и ритма речи, громкости и интонации.
Не давать невыполнимых обещаний.
Необходимо:
знание, понимание ситуации;
понимание надежд, страхов пострадавших;
учет культуральных, гендерных аспектов.
Слайд 12 Ресурс
- это то, что может помочь человеку в конкретной
ситуации, и что поможет ему оставаться в живых
Ресурс - не представляет собой решение самой проблемы!
Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта; факт того, что человек выжил и т.д.
В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет подходить другому.
Слайд 13В целом большую роль в переживании ребёнком кризисной ситуации играют такие
факторы, как:
возраст ребёнка;
уровень психического развития;
наличие (или отсутствие) опыта предыдущих кризисных ситуаций;
поддержка значимого взрослого.
Слайд 14Психолого-педагогическое сопровождение детей в кризисной ситуации
Слайд 15Как помогать ребенку в кризисной ситуации
1. Поощряйте ребенка рассказать вам о
его чувствах.
2. Не ждите, что мальчик будет справляться с кризисной ситуацией лучше, чем девочка.
3. Напоминайте, что любые переживания человека нормальны.
4. Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, — это невозможно.
5. Не пытайтесь навязывать свои объяснения, ребенок должен сам осознать.
7. Не говорите, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого.
8. Будьте готовы вообще не говорить.
9.
Слайд 17Активность, реальность, проговаривание, эмоциональная поддержка со стороны близких, уединение – выход
из кризисной ситуации
Слайд 18Психологическая служба «Детский телефон доверия»
Основной целью деятельности службы «Детский телефон доверия»
является оказание экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям, родителям или лицам их заменяющих, а также специалистам, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей.
Психологи Телефона доверия консультируют детей, подростков, родителей, педагогов по любым вопросам, касающимся развития, обучения, воспитания детей, оказывают психологическую поддержку и помощь в трудных жизненных обстоятельствах (конфликты в семье, с педагогами, сверстниками, одиночество, страхи…).
Слайд 19Специфика обращений
Запросы детей:
конфликты с родителями
учебные трудности
конфликты с друзьями
переживания по поводу взаимоотношений с учебной группой
одиночество, социальная адаптация
переживания по поводу развода родителей
Запросы родителей:
проблемы в общении с детьми
здоровье детей
учебные проблемы детей (конфликты родителей с администрацией ОУ)
проблемы детского и родительского одиночества
Слайд 20
«Психологи не лечат болезни или нарушения, они помогают «пленнику» выйти
из его внутренней темницы страхов, неверия в себя… и научиться заново жить в мире с собой и другими…»
Дж.Бьюдженталь
Слайд 21Трудности возраста
Гормональная перестройка
Рост организма в целом
Личностная нестабильность (какой я? Кто Я?)
Нестабильность эмоциональной сферы( тревожность, аффективность, врывчатость, переменчивость настроения, «громкость» чувств, появление глубины чувств)
Затрудненность в ориентировке во времени
Тяга к самоутверждению и самопроверке возможностей
Затрудненность в реализации целей
Акцентуации характера
Неумение общаться( интимно-личностное общение- ведущая деятельность в подростковом возрасте!
Несформированность ценностной сферы
Несложившаяся учебная деятельность
Ситуация сепарации от взрослого
Слайд 23Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в
себя наперекор Вселенной
И маловерным — отпусти их грех;
Слайд 24Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы — не
снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других
Слайд 25Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай
успех и поруганье,
Не забывая, что их голос — лжив;
Слайд 26Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все
проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Слайд 27Умей принудить нервы, сердце, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже
все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «Иди!»
Слайд 28Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и
тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Слайд 29Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег —
Тогда весь мир
ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Перевод А. Алексеевой)