Слайд 1Логопедические минутки
Филатова М.П.
учитель-логопед
МКС(К)ОУ школа-интернат
VIII вида г. Семёнова
Слайд 2
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Дьёрдь Пойа
Слайд 3Логопедическая минутка –
комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной
красивой речи
Слайд 4Комплексы логопедических упражнений
направлены на ...
Коррекцию расстройств общей и мелкой моторики;
коррекцию артикуляционной
моторики и звукопроизношения;
развитие фонематического слуха.
Слайд 5Низкий уровень развития познавательных процессов у детей с интеллектуальным недоразвитием приводит
к очень медленному усвоению ими логопедических упражнений. Данной категории детей требуется гораздо больше времени на формирование каких- либо умений и навыков по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Как известно, учитель на уроке , воспитатель на внеклассном занятии может потратить на логоминутку не более 3-4 минут.
Слайд 6 Структура
логопедической минутки
Психологический настрой на проведение логоминутки
Формирование мотивации исправления речевых
недостатков
Объявление темы логопедической пятиминутки
Выполнение упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи
Произнесение детьми небольшого текста.
Слайд 7Упражнения на мышечное расслабление
Слайд 9
Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза
проводятся
с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:
Выделение гласного звука из ряда звуков;
Выделение согласного звука из ряда звуков;
Выделение первого гласного звука в слове;
Выделение первого согласного звука в слове;
Выделение последнего согласного звука из слов;
Определение места гласного звука в слове;
Определение места согласного звука в слове.
Слайд 10
Игра «Поезд» Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того,
где слышится звук.
С
Игра «Закрой фишкой»
Дети определяют место звука в слове (начало, середину или конец) и соответственно закрывают первую, вторую или третью клетку.
З
Задания по определению места звука в словах:
Слайд 11 «Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук»
«Найди на сюжетной
картинке слова, в которых слышится заданный звук»
С
Р
Задания для узнавания звука:
Слайд 12
Упражнения на развитие
мелкой моторики руки
Мелкая моторика
рук- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Доказана связь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи. Чем лучше развиты пальцы ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь. Необходимо не забывать, что у ребенка две руки и упражнения выполнять и правой, и левой руками.
Слайд 13
Значение упражнений для развития
мелкой моторики руки
Повышают тонус коры головного мозга;
развивают речевые центры коры головного мозга;
Стимулируют развитие речи ребенка;
Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;
Способствуют улучшению артикуляционной моторики;
Развивают чувство ритма и координацию движений;
Подготавливают руку к письму.
Слайд 15
Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого
аппарата.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата.
Она включает в себя упражнения
для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата;
отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, усилий и терпения. Поэтому необходимо вовлечь ребёнка в активный процесс, создать эмоциональный настрой, вызвать интерес и положительное отношение. Для этого используются картинки, игрушки, стихотворные тексты, увлекательные сюжетные линии и сказочные герои.
Ребенок должен видеть своё лицо и лицо взрослого, для этого используются зеркала настенное или которое он держит в руках.
Слайд 18ЗАБОРЧИК
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта
десять, затем вернуть губы в исходное положение.
Слайд 19ЧАШЕЧКА
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться,
чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Не удерживать язычок нижней губой. Удерживать язык под счёт до десяти.
Слайд 20ЧАСИКИ
Улыбнуться, открыть ротик. Тянуться язычком попеременно то к левому уголку ротика,
то к правому.
Слайд 21Стихотворение.
На стене висят часы,
Громко тикают они.
Тик-так, тик-так -
Язычок качался так.
Загадка.
Мы
ночью ходим, ходим днём
И никуда мы не уйдём.
Слайд 22РАСЧЁСКА
Улыбнуться, закусить язычок зубками.
« Протаскивать» язычок между зубками вперёд-назад, как- бы
«причёсывая» его.
Слайд 23ЧИСТИМ ЗУБКИ
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами
(влево - вправо) под счёт до десяти.
Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубками
( ротик широко открыть).
Слайд 24МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по
нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
Выполнять медленно. Под счёт до восьми.
Слайд 25ПАРУС
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки
(
альвеолы) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счёт до десяти.
Слайд 26ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Улыбнуться, открыть рот;
не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу.
Нижней
губой стараться язык не поддерживать.
Слайд 27ГАРМОШКА
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык,
сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка.
Слайд 28ЛОШАДКА
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы
нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Слайд 29
ДЯТЕЛ
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять»
по бугоркам (альвеолам) за верхними губами и произносить звуки:
«д-д-д…»
Слайд 30ГРИБОК
Улыбнуться. Открыть рот,
«приклеить»( присосать) язык к нёбу.
Ротик широко открыт.