Слайд 1Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А
где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин.
Слайд 2ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР
Интегрированное обучение в школе как одно из средств повышения мотивации
Слайд 3Цели:
- совершенствование методического уровня педагогов в овладении технологии интегрированного обучения;
-
повышение мотивации обучающихся.
Слайд 4Понятие « Интеграция»
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно,
в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Слайд 5Основные группы технологий
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология развивающего обучения
Слайд 6Интегрированный урок
специально организованный урок,
цель которого может быть достигнута лишь при
объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Слайд 7Методика разработки интегрированных уроков
Слайд 8Что такое интегрированный урок?
В первую очередь это интенсификация познавательного интереса
и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями.
Слайд 9Решаемые задачи
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать
в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Слайд 10Начало интеграции обучения
В рамках интегрированного урока учителя, договорившись между собой, могут
заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу в тетради, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Слайд 11Уровни интеграции
Есть три уровня интеграции:
внутрипредметная – интеграция понятий внутри
отдельных учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Слайд 12Типы и формы интегрированных уроков
Урок усвоение новых знаний
формы организации обучения:
лекции,
беседы,
конференции,
семинары,
комбинированные уроки.
Урок должен охватывать большой теоретический материал смежных курсов,
Лекции могут быть обобщающими (например, "Единая научная картина мира", "История развития техники", "Закономерности технического развития").
На таких уроках рационально использовать
самостоятельную работу детей с научно-популярной, справочной литературой, составление таблиц, транспарантов
Новый материал в течение урока ребята сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из ранее известного на основе ассоциативного мышления.
Слайд 13Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экскурсия;
урок творческого поиска
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность.
У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Слайд 14Урок творческого поиска
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение
поставленной проблемы, информацию для ответа на вопрос , дополнительные сведения по данной теме.
Методы поиска должны быть предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях.
Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Слайд 15
Тип урока: урок повторения,
систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
повторительно-обобщающий
урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
Этот урок имеет самые большие возможности
интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
Слайд 16Урок повторения и обобщения
Урок повторения и обобщения может использоваться при возможности
генерализации материала смежных дисциплин вокруг одной цели, совмещения тем повторения и закрепления знаний, умений и навыков по различным предметам на одном уроке или параллельных уроках
Слайд 17Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих
работ, проектов;
творческий отчет;
выпуск газеты
.
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно,
но для обстоятельного контроля конструируются
специальные уроки.
Формы урока:
такие уроки требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире
Слайд 18Этапы разработки и
подготовки интегрированных уроков
Первым этапом данной работы является:
изучение
и согласование учебных программ по предметам;
рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам ,
выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием
Учебные программы необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем; обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения; для этого необходимы взаимные консультации учителей.
Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока или интегрированного курса.
Слайд 19Второй этап
Выбор формы интегрированного урока.
Составление плана урока,
Определение методов контроля
и оценки школьниками методов и средств обучения.
Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока. При составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
Каждый учитель готовит свою часть урока с учетом выделенного времени (презентацию для учеников; раздаточный материал; задания для урока; вопросы для самопроверки и т.д.), а затем весь собранный материал объединяют в единое целое.
Слайд 20Третий этап
следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать
расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;
продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;
заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.
Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
Слайд 21Как просто составить интегрированный курс с информатикой?
Уроки информатики проще всего
интегрировать с уроками математики (алгебры) и физики.
1 вариант курса:
На уроках информатики в таком курсе вы изучаете язык программирования (это можно делать с 7 класса) и пишете программы, решающие задачи по математике или физике для этого класса.
2 вариант курса:
На уроках информатики вы изучаете электронные таблицы и строите диаграммы, графики, функций, делаете расчеты для решения задач, моделируете математические или физические процессы
Слайд 22Как просто составить интегрированный курс?
Варианты курсов для интеграции с различными предметами:
3
вариант курса
Изучение на уроках текстового редактора и электронных таблиц и создание и оформления комбинированных документов – решения задач, исследование и построение графиков функций ; различных диаграмм; оформление докладов по предмету.
4 вариант курса
Изучение на уроках мастера презентаций или программы для создания анимаций и подготовка проектов, презентаций по предмету
Слайд 23Какие предметы легко интегрировать между собой?
Информатика практически с любым предметом;
Английский язык
практически с любым предметом;
Математика с физикой;
История с литературой, географией, МХК;
Черчение с информатикой;
Биология с химией, географией;
Музыку с МХК, историей
Слайд 24Вывод по теме
Интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более
глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Слайд 25
Желаю успеха!
Спасибо за внимание!