Презентация, доклад к семинару: Особенности образовательного процесса у обучающихся с РАС

Содержание

Ранний детский аутизмРанний детский аутизм – это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет и характеризуется аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося

Слайд 1Особенности образовательного процесса учащихся
с расстройствами аутистического спектра.

Особенности образовательного процесса учащихся с расстройствами аутистического спектра.

Слайд 2Ранний детский аутизм
Ранний детский аутизм – это общее расстройство развития, определяющееся наличием

аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет и характеризуется аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.


Ранний детский аутизмРанний детский аутизм – это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется

Слайд 3Аутизм как основное проявление РДА
АУТИЗМ (от латинского autos – сам) –

отрыв от реальности, отгороженность от мира

Аутизм по МКБ-10:
Аутизм- расстройство, характеризуемое качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Проявляется во всех ситуациях, но с разной степенью выраженности

Признаки проявляются ДО 5 ЛЕТ


Аутизм как основное проявление РДААУТИЗМ (от латинского autos – сам) – отрыв от реальности, отгороженность от мираАутизм

Слайд 4История изучения РДА
ХΙХ - начало ХХ в.в. (донозологический период) – отдельные

упоминания о детях со стремлением к уходу и одиночеству
20-40-е годы ХХ в. (доканнеровский период) – обсуждение вопроса о возможности выявления у детей шизофрении
1943-1970г. – выход кардинальных работ американского детского психиатра Лео Каннера (1943) и австрийского психиатра Ганса Аспергера (1944) с описанием синдромов РДА. Каннер – РДА - особое состояние шизофренического спектра с нарушением общения, речи, моторики. В 1947 году синдром описан Самуилом Семеновичем Мнухиным
1980-1990гг. (послеканнеровский) – существенный отход от позиций Каннера. РДА стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения.

Масленникова Т.В.: материалы КПК

История изучения РДАХΙХ - начало ХХ в.в. (донозологический период) – отдельные упоминания о детях со стремлением к

Слайд 5Структура дефекта при РДА
Первичный дефект – биологические изменения, приводящие к


недостаточности общего и психического тонуса (низкая психическая активность с тяжелой пресыщаемостью);
повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражениям; и, в особенности к человеку.
Вторичные дефекты – малая переносимость контактов со средой, людьми (самоизоляция).
Третичные дефекты – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности.


Структура дефекта при РДА Первичный дефект – биологические изменения, приводящие к недостаточности общего и психического тонуса (низкая

Слайд 6Наиболее значимые признаки в клинической картине РДА
1.   Аутизм как предельное

(“экстремальное”) одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2.    Стремление к постоянству , проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3.   Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4.   Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом)


Наиболее значимые признаки в клинической картине РДА 1.   Аутизм как предельное (“экстремальное”) одиночество ребенка, формирующее нарушение его

Слайд 7Этиология и патогенез РДА

Причины
чаще связываются с шизофреническим процессом,
реже –

с органической патологией мозга (токсоплазмоз, сифилис, рубеолярная энцефалопатия, резидуальная недостаточность НС, интоксикация свинцом и т.д.).
Общепризнанные патологические факторы: генетические факторы, органические и психогенные факторы (как для первичных, так и вторичных, третичных нарушений).
Распространенность:
 по данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости РДА исчисляется 4 больных на 10000 населения. Соотношение мальчиков и девочек4 – 5 :1. РАС встречается до 40 случаев на 10000. По последним данным у каждого 68 ребенка РАС.

Этиология и патогенез РДА до конца не выяснены

Этиология и патогенез РДАПричины чаще связываются с шизофреническим процессом, реже – с органической патологией мозга (токсоплазмоз, сифилис,

Слайд 8Классификации РДА Классификация Лебединской К.С.
РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) –

инертность, двигательная недостаточность, нарушения внимания и памяти, задержка речевого и интеллектуального развития. Неврологическая симптоматика.
Психогенный аутизм – у детей 3-4 лет в условиях эмоциональной депривации: нарушение контакта с окружающим, эмоциональная индеферентность, пассивность, безучастность, отсутствие дифференцированных эмоций, задержка развития речи и психомоторики. Благоприятный прогноз при нормализации условий до 3 лет.
РДА шизофренической этиологии – более выраженная отрешенность от внешнего мира, диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний и патологических фантазий, галлюцинации, немотивированная агрессия. До возникновения аутизма у ребенка наблюдалось нормальное психическое развитие. Психический дефект нарастает
4. РДА при обменных процессах
5. РДА при хромосомной патологии

В основе классификации лежат этиологические признаки

Классификации РДА Классификация Лебединской К.С.РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) – инертность, двигательная недостаточность, нарушения внимания

Слайд 9Классификация РДА Никольской О.С.
1-я группа - дети с отрешенностью от внешней среды

(глубокое погружение в себя).
2-я группа - дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне).
3-я группа - дети с замещением внешней среды (сложные формы аффективной защиты: патологические влечения, компенсаторные фантазии, часто с агрессивной фабулой, выраженность страхов. Характерен развернутый монолог при недостатке диалога).
4-я группа - дети со сверхтормозимостью окружающей средой (застенчивость, сверхранимость, неврозоподобные расстройства).

В основе классификации лежат - характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма

Классификация РДА Никольской О.С.1-я группа - дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя).2-я группа - дети

Слайд 10Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это специфическая форма аутизма, проявляется в особенностях восприятия

мира, обработки информации и отношения к другим людям
отсутствует умственная неполноценность
менее выражены проблемы с речью
обнаруживается лишь в возрасте 3-4 лет

Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях:
социальная коммуникация
социальное взаимодействие
социальное воображение

дефицит коммуникаций
искажение восприятия (не психопатологическом, то есть это не галлюцинации и иллюзии)
сильное самоограничение от социального взаимодействия


Не могут воспринимать эмоции
Руководствуются логикой
Трудности с творчеством
Многие имеют незаурядные способности

Синдром АспергераСиндром Аспергера – это специфическая форма аутизма, проявляется в особенностях восприятия мира, обработки информации и отношения к

Слайд 11Синдром Аспергера

Трудности с социальной коммуникацией Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать

себя эмоционально и социально. Например:
они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
они могут быть очень буквальными, им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь ребенку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными

Синдром АспергераТрудности с социальной коммуникацией Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:они

Слайд 12Синдром Аспергера

Трудности с социальным взаимодействием Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть

общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:
с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
не понимать неписаные "социальные нормы". Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно
Синдром АспергераТрудности с социальным взаимодействием Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями

Слайд 13Синдром Аспергера

Трудности с социальным воображением Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым

воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:
трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Синдром АспергераТрудности с социальным воображением Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого

Слайд 14Синдром Ретта

Синдром Ретта - неизлечимая на сегодняшний день генетическая патология

лиц преимущественно женского пола, характеризующаяся
прогрессирующей умственной отсталостью,
утратой целенаправленных движений, ходьбы, речи, ролевых действий
появлением стереотипных  неконтролируемых движений в руках.

Болезнь дает о себе знать уже в раннем возрасте, усугубляясь со временем.

Развитие ребёнка до 6 - 18 месяцев протекает нормально

Синдром Ретта Синдром Ретта - неизлечимая на сегодняшний день генетическая патология лиц преимущественно женского пола, характеризующаяся прогрессирующей

Слайд 15Атипичный аутизм

– психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга.

Характерны


нарушение восприятия и понимания окружающей действительности,
стереотипные действия,
плохо развитое воображение,
недостаток взаимодействия и социального общения.
Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития речи и глубокой умственной отсталостью.

более поздний возраст начала (после 3-х лет),
либо отсутствие как минимум одного из основных диагностических критериев аутизма

Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности,

Слайд 16Возможности компенсации и коррекции РДА
Коррекция:
преодоление негативизма и установление контакта с

аутичным ребенком,
преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
ориентация на сохранные резервы аффективной сферы (достижение общего расслабления, снятие патологического напряжения, увеличение произвольной активности).

Компенсация:
Аутостимуляторные действия – гиперкомпенсаторная активность для восполнения недостатка положительных раздражителей извне в виде: двигательных (раскачивание, прыжки, пробежки), речевых (повторение отдельных звуков, слов, фраз), поведенческих, интеллектуальных, слуховых и зрительных стереотипов


Возможности компенсации и коррекции РДАКоррекция: преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком,  преодоление сенсорного и

Слайд 17Особенности развития детей с РДА. Отношения с людьми:
Недостаточное или неполное отсутствие потребности

в контактах с окружающими - отгороженность от внешнего мира
Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада)
Стремление к одиночеству. Мать может быть безразлична, но может существовать и симбиотическая связь (отказ остаться без матери, хотя никогда не бывает ласков с ней).
Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы (ребенок может схватить другого ребенка за волосы, не воспринимая его как живой предмет)
Непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд», или взгляд мимо. Характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения (от ребенка очень трудно спрятать необходимый ему предмет: «видит затылком»).

Масленникова Т.В.: материалы КПК

Особенности развития детей с РДА. Отношения с людьми:Недостаточное или неполное отсутствие потребности в контактах с окружающими -

Слайд 18Особенности развития детей с РДА. Особенности поведения:
Недостаточная реакция на зрительные и

слуховые раздражители. Чувствительность к слабым раздражителям (не переносят тиканье часов, капанье воды).
Аффективные проявления бедны и однообразны (аффект удовольствия только в одиночестве или при стереотипных играх).
Феномен тождества :приверженность к сохранению неизменности окружающего.
Неофобии (боязнь нового: не любят новую одежду, переезд перестановку)
Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук, перебирание пальцев, раскачивание, подпрыгивание)
Нарушение чувства опасности
Причинение вреда самому себе
Стремление к ритуалам и порядку



Особенности развития детей с РДА.  Особенности поведения:Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Чувствительность к слабым

Слайд 19Особенности развития детей с РДА. Особенности речевого развития:
Игнорирование и "непонимание" словесных инструкций. 
Нарушения

экспрессивной речи. Эхолалии. Отсутствие коммуникативной направленности. Отсутствие употребления местоимения "я". Обилие комментирующих фраз, аутокоманд. Монологи и аутодиалоги. Жонглирование словами-отрицаниями. НеоРечевые нарушения разнообразны. В тяжелых формах – полное отсутствие речи, у некоторых – повышенный избирательный вербализм.
Импрессивная речь: слабость или отсутствие реакции на речь. Предпочтение тихой. Неологизмы. Склонность к декламации, рифмованию, интонационной акцентуации ритма.


Особенности развития детей с РДА. Особенности речевого развития:Игнорирование и

Слайд 20Особенности развития детей с РДА. Особенности познавательной деятельности и интеллекта:
Различные интеллектуальные

нарушения 55-60% - умственная отсталость, 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность, 15-20 %– нормальный интеллект)
Пресыщаемость восприятия. Нарушения целенаправленности и произвольной деятельности. Одинаковая актуальность временных впечатлений настоящего и прошлого. 
Возможно возникновение сверхценных интересов с накоплением знаний в отдельных, достаточно отвлеченных областях.
Возможно как ускорение формирования отдельных сторон интеллекта, так и распад интеллектуальных функций.


Особенности развития детей с РДА. Особенности познавательной деятельности и интеллекта: Различные интеллектуальные нарушения 55-60% - умственная отсталость,

Слайд 21Особенности развития детей с РДА. Особенности игр:
Однообразные игры – стереотипные манипуляции с

неигровым материалом (переливание воды из одной посуды в другую, однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место.
Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
В этой игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;
Повторяемость игры: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
Неизменность игры: раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
Длительность игры: ребенок может играть в такую игру годами.
Любят расставлять игрушки в определенном порядке


Особенности развития детей с РДА. Особенности игр:Однообразные игры – стереотипные манипуляции с неигровым материалом (переливание воды из

Слайд 22Особенности развития детей с РДА. Страхи:
Преобладают сверхценные страхи: Страх одиночества. Страх высоты.

Страх лестниц. Страх чужих. Страх животных. Страх темноты. 
Выражены страхи, вызванные сенсоаффективной гиперестезией. Страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах). Страхи яркого света, блестящих предметов, резких тонов одежды окружающих. Страхи мокрого (воды, капель дождя, снежинок). Страх горшка. Страх мельканий света, резких перемен кадра на экране. 
Встречаются неадекватные, бредоподобные страхи. Страхи предметов неопределенного цвета или формы (боязнь всего красного или боязнь всего круглого, например). Необъяснимый страх матери или иных определенных лиц. Стойкое ощущение чьего-то присутствия. Страх своей тени. Страх отверстий вентиляционных решеток. Страх определенной одежды.


Особенности развития детей с РДА. Страхи:Преобладают сверхценные страхи: Страх одиночества. Страх высоты. Страх лестниц. Страх чужих. Страх

Слайд 23Проявление признаков РАС в раннем возрасте

Проявление признаков РАС в раннем возрасте

Слайд 24Проявление признаков аутизма: ранний возраст

2 месяца

Проявление признаков аутизма: ранний возраст2 месяца

Слайд 25Проявление признаков аутизма: ранний возраст

3 месяца

Проявление признаков аутизма: ранний возраст3 месяца

Слайд 26Проявление признаков аутизма: ранний возраст

6 месяцев

Проявление признаков аутизма: ранний возраст6 месяцев

Слайд 27Проявление признаков аутизма: ранний возраст

12 месяцев

Проявление признаков аутизма: ранний возраст12 месяцев

Слайд 28Проявление признаков аутизма: ранний возраст

24 месяца

Проявление признаков аутизма: ранний возраст24 месяца

Слайд 29Проявление признаков аутизма: ранний возраст

24 месяца

Проявление признаков аутизма: ранний возраст24 месяца

Слайд 30Проявление признаков аутизма: ранний возраст

24 месяца

Проявление признаков аутизма: ранний возраст24 месяца

Слайд 31Проявление признаков аутизма: ранний возраст

36 месяцев

Проявление признаков аутизма: ранний возраст36 месяцев

Слайд 32Проявление признаков аутизма: ранний возраст

36 месяцев

Проявление признаков аутизма: ранний возраст36 месяцев

Слайд 33Проявление признаков аутизма: ранний возраст

36 месяцев
Даже к 5 годам
Нет способностей

к пантомиме. Нет социодраматической игры.
Проявление признаков аутизма: ранний возраст36 месяцевДаже к 5 годам Нет способностей к пантомиме.  Нет социодраматической игры.

Слайд 34Судьбы аутистов. Соня Шаталова. Москва
не умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения,

во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна. Врачи выносили диагноз: «Глубокая умственная отсталость».
В 7 лет оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые представления о мире.


Соня об аутизме:

«Я живу в нескольких реальностях одновременно и постоянно. И связь с обыденной реальностью у меня самая слабая, причём наиболее слабая на телесном уровне».

В 14 лет девочка дала собственное определение загадочному аутизму: «Это жизнь в нигде и никогда и одновременно в везде и всегда».


Судьбы аутистов. Соня Шаталова. Москване умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена

Слайд 35Судьбы аутистов. Соня Шаталова. Москва
Афоризмы:
ДЕТСТВО — восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет
ВЕТЕР —

воздух, который не любит покоя. 8 лет
МУДРОСТЬ — мера между «мало» и «много». 10 лет МУЗЕЙ — консервы времени. 8 лет
НАУКА — познание, основанное на сомнении. 10 лет - система познания, в которой нет места вере. 10 лет
СУДЬБА — это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет


Судьбы аутистов. Соня Шаталова. МоскваАфоризмы:ДЕТСТВО — восход судьбы в человеческой жизни. 10 летВЕТЕР — воздух, который не любит покоя. 8 летМУДРОСТЬ —

Слайд 36Судьбы аутистов. Соня Шаталова. Москва
Мне почему то очень надо Стекло бордовое заката В

оранжевое утро превратить. Своею радостью окрасить Дома, заборы, Плачем и слезами Омыть все окна и дороги. Весь мусор жизни Мощным током крови Снести и в своем сердце сжечь. И это все не жертва, нет, А просто помощь заблудившемуся миру.

в 13 лет:
 
«Что заставляет уходить в бессмертье 
Мельчайшие частички бытия? 
Их разделяют звёзды и столетья, 
И вместе с ними исчезаю я. 
Но исчезая, во Вселенской книге 
Я оставляю чёткие черты. 
И в каждом атоме, и в каждом миге 
Меж мной и Вечностью наведены мосты».


Судьбы аутистов. Соня Шаталова. МоскваМне почему то очень надо Стекло бордовое заката В оранжевое утро превратить.

Слайд 37Судьбы аутистов. Стивен Вилтшер (Stephen Wiltshire)
Британский художник с феноменальной памятью
Детально и

очень точно воспроизводит виды городов, виденные им лишь однажды, за что получил прозвище «Живая камера».
У художника с детства диагноз «аутизм», и до пятилетнего возраста он не говорил вообще, общаясь с миром с помощью рисунков.


Судьбы аутистов. Стивен Вилтшер (Stephen Wiltshire)Британский художник с феноменальной памятьюДетально и очень точно воспроизводит виды городов, виденные

Слайд 38Судьбы аутистов. Стивен Вилтшер (Stephen Wiltshire)

Судьбы аутистов. Стивен Вилтшер (Stephen Wiltshire)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть