Слайд 1
Аутизм
расстройства аутистического спектра
Слайд 2
А если ребёнок особенный?
Если Его мир ещё больше отличается от нашего привычного?
Если он даже среди детей смотрит на всё иначе?
Как ему найти путь на другую сторону луны?
Как адаптироваться в обществе?
Слайд 3Как мы можем помочь ему?
Шаг 1 : теоретические знания.
Шаг 2 :
диагностика (приобретение навыков в составлении «портрета» аутичного ребёнка).
Шаг 3 : освоение методик и техники работы с особенными детьми.
Слайд 4
Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62
сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.
Слайд 5Сущность аутизма
Аутизм — особенность психического развития человека.
Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.
Слайд 6Аутизм – это нарушение коммуникативных функций
невыясненной природы. По данным ВОЗ,
сегодня примерно
каждый 68 новорождённый имеет признаки расстройства
аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей
продолжает расти – примерно на 13% в год. Ребёнок с аутизмом
может родиться в любой семье - вне зависимости от расы,
национальности и социального положения родителей.
Описание заболевания
Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:
Врожденная неспособность ребенка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем);
Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития;
Раннее проявление - до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Слайд 8 В основном, аутисты – мальчики.
У
девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.
Слайд 9
АУТИЗМ: болезнь или гениальность?
Альберт
Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
Слайд 10Причины возникновения и развития аутизма.
- врожденные биологические факторы, например, мозговая дисфункция;
-
недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей;
- хромосомные аномалии и нарушения обмена
Слайд 11Некоторые предположения о причинах возникновения аутизма
Нарушения развития миндалевидного тела
Изменения в «миниколонках»
– структурно-функциональных единиц мозга
Усиленный рост мозга в детстве
Дождливая погода
Слайд 12Внешние проявления синдрома детского аутизма
предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
трудности установления глазного контакта;
стереотипность
в поведении;
поглощенность однообразными действиями;
пристрастие к одним и тем же предметам;
особая характерная задержка и нарушение развития речи;
раннее проявление указанных расстройств.
Слайд 13Характерные стереотипии – непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия
двигательные;
речевые;
пространственные;
социальные;
игровые.
Слайд 14Виды аутизма
аутизм при различных заболеваниях ЦНС;
психогенный аутизм;
аутизм шизофренической
этиологии;
аутизм при обменных заболеваниях
аутизм при хромосомной патологии.
(по К.С.Лебединской)
Слайд 15Группы РДА
I – наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
эмоциональный контакт
со взрослыми отсутствует;
реакция на внешние раздражители слабы;
может присутствовать мутизм;
типична мимическая маска глубокого покоя;
характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
Слайд 16II ГРУППА.
Характерные признаки:
присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод,
голод);
в речи преобладают однотипные штампы-команды;
возможно выполнение просьб матери;
чрезмерная привязанность к матери;
сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
ритуализация повседневной жизни.
Слайд 17III ГРУППА.
Характерные признаки:
наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
способность выразить
свои потребности посредством речи;
конфликтность;
поглощенность одним и тем же занятием;
большой словарный запас “книжного характера”;
парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
Слайд 18IV ГРУППА
Характерные признаки:
способность к общению;
интеллектуальные функции сохранны;
чрезмерная потребность к защите
и эмоциональной поддержке со стороны матери;
присутствие ритуальных форм поведения;
круг общения ограничен близкими взрослыми;
трудности в усвоении двигательных навыков.
Слайд 19Триада нарушений при аутизме:
- У аутичных детей нарушена способность понимания коммуникации
и социального поведения, а также имеется расстройство воображения,
вследствие чего ОНИ не могут
Удовлетворительно осмысливать увиденное.
- Им тяжело «читать» по нашим глазам, жестам, позам. Им трудно понять то, что мы думаем, чувствуем, понять наши намерения
Нарушения коммуникации
Нарушения
социального
взаимодействия
Нарушения
воображения
Слайд 20Симптомы аутизма:
трудности общения и социализации,
неспособность устанавливать социальные связи,
нарушение речевого
развития.
Симптомы аутизма зависят от его формы и от возраста ребёнка.
Слайд 22ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Глухота, слепота
Умственная отсталость
Моторная и сенсорная алалии
(отсутствии речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи)
Шизофрения
Нарушения общения
Слайд 23Постановка диагноза аутизма достаточно сложна и требует длительного обследования ребенка у
психиатра. Иногда приходится отличать аутизм от большого перечня других заболеваний. Очень часто приходится проводить дифференциальную диагностику аутизма с шизофренией. В этом случае помогает сбор анамнеза, когда врач уточняет время возникновения симптомов, причины, которые могли привести к появлению заболевания. Только психиатр после проведенной беседы с ребенком и его родителями может точно установить диагноз аутизм.
Обследование детей с аутизмом:
Слайд 24Особенности отклонений в речевом развитии.
мутизм (полное или частичное отсутствие речи);
-эхолалии, речевые
штампы, речевые стереотипии;
-отсутствие использования местоимения первого лица;
-развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3-х лет);
-преобладание монологической речи и аутодиалогов.
Слайд 25Особенности речевого развития детей с аутизмом в зависимости от степени тяжести
аффективной патологии
Слайд 26О. С. Никольская (1985) выделила четыре основные группы психического дизонтогенеза при
РДА и дала психологическую характеристику особенностей речевой патологии детей каждой группы.
Характеристика раннего речевого развития детей, страдающих РДА.
Этапы речевого развития (в мес) аутистического дизонтогенеза:
Слайд 28ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ
Создание адекватно организованной среды.
Использование аутостимуляции ребенка.
Стимуляция речевого развития.
Слайд 29Задачи коррекционного воздействия
уход ребенка-аутиста от примитивной, однообразной деятельности и становление направленной
деятельности;
переход от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков;
постепенный переход от индивидуальных занятий к групповым.
Слайд 30Задачи коррекции:
расширение словарного запаса;
развитие способности к составлению предложений по картинкам,
сериям картин;
работа над связным текстом, состоящая из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем;
воспроизведение стихотворной речи.
Слайд 31Методы коррекционного воздействия при аутизме
1 этап –
отработка важнейшей реакции оживления
и слежения:
формирование зрительно-моторного комплекса, когда в процессе манипуляции с предметами развиваются тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие.
Слайд 32 2 этап –
переход от манипулятивной игры к сюжетной.
главная задача: побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса.
Слайд 33 3 этап –
введение более сложных игр и самой моторной
деятельности
словесные комментарии необходимо давать в краткой форме, конкретно, последовательно, многократно
Слайд 34Логопедическая работа с ребенком, больным аутизмом, является наиважнейшей в реабилитации детского
аутизма. По этой причине подчеркнем основные этапы ее проведения.
I этап включает использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять вслед за логопедом-дефектологом короткую одно-, двусложную фразу. Если же речь распалась полностью, то тогда начинают восстановление с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов.
II этап — чисто сопряженной речи — проводится после занятий с логопедом на основе определения предметов, действий, событий, представленных на картинке.
III этап — использование вопросных форм, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка.
IV этап — появление собственной экспрессивной речи.
Слайд 35Из работы Либлинг М. М. Холдинг - терапия как форма психологической
помощи семье, имеющей аутичного ребенка. //Дефектология. 1996, №3, стр. 57-67
Холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга- удерживания ребенка на руках у родителей до полного расслабления (физического и эмоционального). Речевое развитие, как правило, прогрессирует.
Холдинг-терапия
Слайд 36Метод пошаговых проб для обучения речи детей, страдающих аутизмом, был впервые
использован в начале 80-х годов зарубежными психологами Neef, Walters и Egel. Метод состоит в том, что через определенные промежутки времени ребенка "помещают” в определенные условия и задают сформулированные определенным образом вопросы.
Слайд 37Эвритмия
ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с
ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, контакт глаз и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т. д.
Слайд 38Методика использования звукового образа ребенка
Методика опирается на базовые представления об общих
механизмах действия музыкотерапии. Однако следует отметить, что в качестве основного фактора воздействия мы использовали не музыку, а звуковую продукцию (звуки, слова, мелодию), производимую самим ребенком.
Слайд 39Дельфинотерапия-
(Каленикин. С. Дельфин особого назначения Мнение Морозовой С.С.:
Нет оснований говорить о
том, что плавание с дельфинами может навредить ребенку. Однако полагать, что этот метод может кардинальным образом изменить жизнь ребенка, внести решающий вклад в его развитие, представляется ошибочным. Дельфины не могут научить аутичного ребенка общаться с людьми, говорить, обслуживать себя. Это могут сделать только родители и специалисты.
Рассмотренные выше методические подходы имеют как общие, так и отличительные черты, но ни один из них не может претендовать на то, чтобы быть панацеей во всех случаях при обучении и коррекции детей с нарушениями по типу аутизма.
Слайд 40Особые дети – особый взгляд на мир
Картины, которые вы увидите, нарисованы детьми разного возраста, характера и темперамента. Их объединяет одно – аутизм - неумение общаться, оторванность от внешнего мира, погруженность в себя.
Творчество этих детей можно отнести к аутсайдерскому искусству, искусству посторонних. Никто из них специально не учился рисовать и не считает себя художником. Их картины не столько изображают внешний мир, сколько отражают внутренний мир своих создателей, их особое восприятие. Они не умеют рисовать «на заказ» или на определенную тему, заданную извне. Рисовать для них все равно, что дышать или двигаться, а потому их работы удивительно искренни и гармоничны.
Слайд 42Аня М. (1993 г.р.)
Как я провёл лето (../01/2004)
Однажды я воткнула в кресло иголку и оставила на диване ножницы. Вилку на стуле. Многим девочкам я положила кнопку. Я колола всех девочек ножами, ножницами, иголками, спицами, вилками, топором, пилой. Все называли меня "Оля - хулиганка". Я ещё больше хулиганила. Я выбрасывала всех с балкона. 2 погибли. Я хотела изжить всех. Они даже на двери написали "осторожно, опасная Оля". Я ещё больше разозлилась и стала всех бить 2ух до полусмерти. На них я натравила собак. Их загрызли до смерти. А всё из-за того, что я полюбила мальчика и боялась, что он достанется другой. Ещё я всех толкала. Кого под паровоз, кого под трамвай. 2 погибли под автобусом, 3 под трамваем, 5 под паровозом, 7 под электричкой. А пока я убивала, мальчик убежал лето кончилось.
Я пошла в школу. Честно не знаю судьбу мальчика.
Слайд 43Не спугнуть чудо
Работать с аутичными детьми — чудо.
Каждый день открываешь мир заново вместе с ними, на многие вещи смотришь иначе. Каждый день строишь мосты и прокладываешь дороги навстречу ребенку, становишься для него понятным и берешь его за руку, выводя в наш мир. Постоянно ходишь на цыпочках, стараясь не спугнуть это чудо его вхождения. Необходимо верить: в ребенка, в себя, в родителей… И временами поражаться, ужасаться и трепетать, когда внезапно происходит чудо. Кто-то это чудо творит… Вера — это хождение на цыпочках… Вера наполняет тебя любовью, добротой и терпением…
Слайд 44 Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее,
вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.
Научить быть счастливыми.
Слайд 45Познав несчастье, я научился помогать страдальцам.
Марон Публий Вергилий
Слайд 46Источники:
1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.
2. Аутизм / Под.ред. проф.
Э.Г. Улумбекова. - М.: Гэотар-мед, 2002.
3. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 3.
5. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
6. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993. - С. 154-165.
7. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.
8. Богдашина О. Что такое аутизм? - Горловка, 1995.
9. Бородина Л.Г. Опыт амбулаторной фармакотерапии детей, больных аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - №3.
10.Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме // Няня. - 2001. - № 12.
11. Диагностический справочник логопеда
/ Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
12.[Электронный ресурс]. URL: http://autist-ru.narod.ru/klas.html