Слайд 1
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
Подготовила: педагог-психолог Крайсман Виктория Александровна
Слайд 2 Самоубийство (суицид) - осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение
- это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды.
Слайд 3
Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей
и подростков.
Ежегодно в России сводят счеты с жизнью от полутора до двух с половиной тысяч несовершеннолетних.
В последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-21 случаев на сто тысяч подростков. Средний показатель в мире – 1 случай на сто тысяч.
Слайд 4Основная причина суицидов несовершеннолетних -
нарушение детско-родительских отношений:
потеря родителей (или одного из
родителей);
развод родителей;
отсутствие внимания со стороны родителей;
отсутствие контакта с отчимом/мачехой;
алкоголизм родителей.
Другие причины:
школьные проблемы, насилие (сексуальное, физическое, психическое, эмоциональное), расставание или ссоры с любимыми людьми, конфликты с окружающими, смена места жительства …
Сайты Интернет (игры в самоубийство, «группы смерти»)Сайты глобальной
Слайд 5
Эмоциональное насилие –
модель поведения родителей, которая включает в себя такие
воспитательные методы, как унижение, высмеивание,
пренебрежение и тому подобное.
Отталкивание (взрослые дают ребёнку понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, говорят ему, что от него никакого толку, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают, не целуют.
Игнорирование (взрослые не интересуются ребёнком, не могут или не умеют выразить свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребёнок ощущает только физическое присутствие родителей, но не эмоциональное).
Изолирование - ограничение свободы ребёнка в его собственной среде, например, ребёнка оставляют одного в комнате, не разрешают ребёнку общаться, играть со сверстниками.
Слайд 6
Главными последствиями
эмоционального насилия являются:
Низкая самооценка – дети на самом деле
считают, что взрослый всегда прав, и действует в его интересах. Поэтому ребёнок, страдающий от эмоционального насилия, вырастает с уверенностью, что он плохой, бестолковый и заслуживает плохого отношения.
Эмоциональные проблемы – замедляется эмоциональное развитие ребёнка, он с трудом проявляет собственные эмоции и ему тяжело понять чувства других.
Проблемы в построении отношений – слабое эмоциональное развитие и отсутствие доверия к людям серьёзно мешают ребёнку строить и поддерживать отношения с людьми.
Слайд 7
Фразы, которыми мы часто травмируем детей:
«Сейчас же иди сюда!»
«От тебя
одни неприятности!»
«Ты что, дурак?! Я тебе миллион раз это говорила!»
«Ты ничего на можешь сделать как надо!»
«Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»
«Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»
«Замолчи! Заткнись!»
«Ты мне надоел!»
«Прекрати постоянно есть!
Будешь выглядеть, как толстая свинья!»
Словами можно сделать очень больно! Ребёнок верит тому, что слышит и принимает это за правду.
Слайд 8
В РАЗГАРЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ СУИЦИДАЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ НАШИХ ДЕТЕЙ:
Слайд 10НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
1. Подросток не высыпается, даже если рано
ложится спать - проследите, спит ли он в ранние утренние часы.
2. Рисует китов, бабочек, единорогов.
3. Состоит в группах, содержащих в названии следующее: "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихийдом", "Рина ", "Няпока", "Море китов", "50 дней до моего..." хэштеги :домкитов, млечныйпуть, 150звёзд, ff33, d28, хочувигру и другие
4. Закрыл в Контакте доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре". И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.
5. Переписывается в вайбере (и др. мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
Слайд 12Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно
догадаться по ряду характерных признаков.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии:
«мне всё надоело», «я собираюсь покончить с собой»;
«я не могу так дальше жить», «было бы лучше умереть»,
«я больше не буду ни для кого проблемой».
Много шутит на тему самоубийства.
Проявляет заинтересованность вопросами смерти (например в литературе, кино и живописи).
Слайд 13
Демонстрирует
радикальные перемены в поведении:
-повышается или теряется аппетит;
-нарушается сон: спит
слишком много или слишком мало;
-становится неопрятным, неряшливым;
-пропускает занятия, «забрасывает» увлечения;
-постоянно прослушивает грустную музыку;
-замыкается (самоизолируется) от семьи и друзей и т.д.;
-проявляет признаки беспомощности,
безнадежности и отчаяния.
Слайд 14ЗАДУМАЙТЕСЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК:
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только
одного друга), чувствует себя отверженным.
Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом.
Стал жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 16
Суицидальные идеи по наследству не передаются.
Но!
Если кто-то из членов
семьи уже совершал суицид, ребенок окажется
в зоне повышенного суицидального риска.
Слайд 17Тот, кто говорит о суициде,
совершает суицид
Из десяти покушающихся на свою
жизнь подростков семь делились своими планами.
Слайд 19
ОШИБКИ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Редко сидеть за столом всей семьёй.
Обращаться к детям, не
выслушивая их самих.
Руководствоваться принципом «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».
Дарить подарки только на праздники или за что-то.
Не давать ребенку ошибаться, решать за него.
Слайд 20Правила обхождения с детьми,
проявившими суицидальные наклонности:
1. Открыто обсуждайте семейные и
внутренние проблемы друг с другом;
2. Будьте внимательны к состоянию ребёнка;
3. Дайте возможность ребёнку высказаться;
4. Поддерживайте позитивные черты характера ребёнка;
5. Подчёркивайте временный характер проблемы.
Слайд 22Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
Живите рядом
не формально, а по-настоящему!
Ребёнку жизненно необходимы добрые слова,
позитивная оценка, неподдельный интерес к нему.
Ребёнок, которого не кормят – заболевает физически. Ребёнок, которого не любят и не ценят, заболевает душевно.
Слайд 23Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
Необходимо свести до
минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
Слайд 24ПРОЧТИТЕ!
«Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»,
Адель Фабер, Элейн Мазлиш;
«Пока ваш подросток не свел вас с ума», Найджел Латта;
«Наши хорошие подростки», Нелли Литвак;
«Как не стать врагом своему ребенку», Андрей Максимов;
Книги Юлии Гиппенрейтер.
ПОСМОТРИТЕ!
Короткометражный фильм Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь», 1990 год;
Документальный фильм «Русский взгляд. Детский суицид», 2007 год;
Фильм «Это очень забавная история», 2010 год;
Фильм «Вероника решает умереть», 2009 год.
Слайд 25Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром,
но и со злом, приобретает не только положительный но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Слайд 26Жизнь – хрупкий росточек.
Он тянется к солнцу, хочет добра, тепла,
и бережного к себе отношения. Попробуем стать внимательнее к тем, кто рядом, попробуем быть добрее, не пожалеем сил на то, чтобы помочь тому человеку, кто в этом нуждается.
Слайд 27Я убежден, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за
него выбор.
Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы.
Э. Фромм