Слайд 1Презентация к классному родительскому собранию
«Новообразованиястаршего школьного возраста»
Выполнила кл.руководитель 10в класса Лысенко
Н.В.
Слайд 2Детство
«Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким он станет человеком.»
В. А. Сухомлинский
Детство – особое психическое состояние. Это состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил.
И эта энергия нередко творит беды.
Вообще – то ребёнок сам творит своё воспитание. Но помочь ставить ему перед собой задачи призван взрослый человек, старший товарищ, родитель, педагог.
Слайд 3Задачи, которые должны решать взрослые и дети:
ПЕРВАЯ – забота о здоровье.
О здоровье физическом, психическом и нравственном.
ВТОРАЯ – забота о нравственно – волевом воспитании детей. Важно, чтобы ребёнок школьного возраста умел правильно организовывать режим дня, составлять свой план жизни, в котором были бы элементы общего и профессионального развития, занятия спортом, трудом, искусством. Это учит дорожить своим временем.
ТРЕТЬЯ – ребёнок в семье должен быть включен в систему реальной ответственности, в производительный труд и частичное самообеспечение.
В противном случае ребёнок вырастет инфальтивным, неприспособленным, безвольным человеком.
Слайд 4
Старший школьный возраст, т. е. примерно от 15–
16 до 18–19 лет, относится к ранней юности.
Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.
Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.
Слайд 5Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется
Повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.
Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.
Слайд 6
Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.
В старшем школьном возрасте
связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.
Слайд 7
Изменяется отношение и к отметке.
Изменяется отношение и к отметке.
Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно, слушают эмоционально, напряженно, либо вообще перестают слушать, если это не интересно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер.
Слайд 8
Формирование учебных умений и навыков ориентировано на личность ученика.
Учебная
деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов: мотивы общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии); мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда); мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания); мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).
Слайд 9Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но
и представляет для них самостоятельную ценность.
Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни
При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях. Главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Слайд 10Кризис 17 лет
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой
жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, некоторые – на поиски работы. Из-за необходимости определения (выбора профессии, поступления в учебные заведения или поиска работы) по окончании 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. В нашем обществе принято, что по окончании школы человек уже знает, что ему делать дальше, так как общество уже ожидает в этом возрасте профессионального самоопределения.
Такие ожидания могут очень напрячь нервную систему и психику юного человека. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека.
Слайд 11Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность
перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т. п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Слайд 12Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с
новыми людьми вызывают значительное напряжение. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.
Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Выбор профессии.
Новая жизненная ситуация требует адаптации.
Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
Слайд 13Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью.
Оказавшись на пороге
истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его.