Слайд 1АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Презентация подготовлена с
использованием методических материалов учителем начальных классов Цапко Л.В.
Школа №3 г.Севастополь
Слайд 2Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям,
который каждый первоклассник переживает и осознаёт по-своему.
Большинство первоклассников
приходят в школу из детского сада.
Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница.
Там нынешние первоклассники
были самыми старшими детьми!
В школе всё по-другому:
здесь - работа в достаточно напряжённом режиме и новая жёсткая система требований.
Для того, чтобы приспособиться к ним,
нужны силы и время.
Слайд 3 Период адаптации ребёнка к школе длится от 2-3 недель до полугода.
Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребёнка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Слайд 4По степени адаптации детей можно условно разделить на три группы
Слайд 5Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти
дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Слайд 6 Иногда у них всё же отмечаются сложности либо в контактах с
детьми, либо в отношениях с учителем, так как им ещё трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребёнок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Слайд 7Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их
поведения требованиям школы затягивается.
Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми.
Слайд 8 Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они
не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами.
Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Слайд 9Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными
трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Слайд 10КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В АДАПТАЦИИ
К ШКОЛЕ
Чтобы обучать и воспитывать ребёнка,
мало представлять себе, чему вы хотите научить его. Необходимо вникнуть в душевный мир ребёнка, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь трудно дать какие-либо рекомендации.
Слайд 11Однако, чтобы уход за ребёнком и его воспитание не напоминали бесцельную
суету, чтобы уберечь родителей от некоторых, к сожалению, очень распространённых ошибок, предлагаем несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее приемлемы. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребёнка, это облегчит вам взаимное познание, убережёт от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
Слайд 121. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и
услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Слайд 132. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если
плохо удаётся, то это не вина ребёнка.
Слайд 143. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака
ему придётся много поработать.
Слайд 154. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!»,
«Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.п. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него трудный день.
Слайд 165. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы
спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
Слайд 176. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть
успокоится, тогда и расскажет всё сам.
Слайд 187. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа
отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
Слайд 198. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20
минут занятий необходимы 10-15 - минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
Слайд 209. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность
ребёнку работать самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получится!», «Давай разберёмся вместе!», «Я тебе помогу!», похвала (даже если очень получается) необходимы.
Слайд 2110. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь,
то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Слайд 2211. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда
вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
Слайд 2312. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком,
свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
Слайд 2413. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда
учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), середина второго триместра, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Слайд 2514. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое
состояние.
Чаще всего это объективные показатели трудности учёбы.
Слайд 2615. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты
уже большой!» 7-8 -летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.д.
Слайд 27Завтра новый день, и вы должны сделать всё, чтобы ребёнок был
спокойным, добрым и радостным.