Слайд 1
«Стили семейного воспитания и агрессивное поведение детей».
Подготовила:
Педагог-психолог Иванова
Елена
Николаевна,
2012 год
Слайд 2Цель :
Знакомство с понятием «агрессивное поведение» детей и
со стилями семейного
воспитания, которые формируют такое поведение.
Слайд 3– деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,
приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт.
Агрессия
Слайд 4Причины детской агрессивности:
Слайд 5«Семейные» причины
Неприятие детей родителями;
Безразличие или враждебность со стороны родителей;
Разрушение эмоциональных связей
в семье;
Неуважение к личности ребенка;
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его;
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
Запрет на физическую активность;
Отказ в праве на личную свободу.
Слайд 6«Личные» причины:
Подсознательное ожидание опасности;
Неуверенность в собственной безопасности;
Личный отрицательный опыт;
Эмоциональная нестабильность;
Недовольство собой;
Повышенная
раздражительность;
Чувство вины;
Слайд 7Ситуативные причины:
Плохое самочувствие, переутомление;
Влияние продуктов питания;
Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;
Слайд 8Тип темперамента и особенности характера:
Менее склонны к активной агрессии меланхолики;
Не склонны
к агрессии флегматики;
Сангвиники по природе своей не агрессивны;
Естественно склонны к активной агрессии- холерики.
Слайд 9Акцентуация характера:
«Лабильность»-
агрессия от страха, «быть как все»
«Циклоидность»-
предрасположен к проявлению
агрессии из-за эмоционального неравновесия;
Эпилептоидность»-
крайне агрессивны и раздражительны.
Слайд 10Социально- биологические причины:
Мальчики чаще проявляют агрессию, нежели девочки;
Настрой родителей;
Не оказаться «белой
вороной» и изгоями;
Привлечь внимание сверстников, взрослых;
Обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых;
Делить всех людей на «своих» и «чужих»- подростки;
«Семейные установки»;
Защита и месть;
Слайд 11Психологические причины:
Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
Сниженный уровень саморегуляции;
Неразвитость игровой деятельности;
Сниженная
самооценка;
Нарушения в отношениях со сверстниками.
Слайд 12Физическая агрессия –
использование физической силы
против другого лица.
Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Слайд 13Раздражение –
готовность к проявлению
негативных чувств
при малейшем возбуждении
(вспыльчивость, грубость)
Негативизм
–оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Слайд 14Обида – зависть и ненависть
к окружающим за действительные и
вымышленные
действия.
Подозрительность –
в диапазоне от недоверия и осторожность по отношении к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Слайд 15
Вербальная агрессия –
выражение негативных чувств,
как через форму(крик, визг),
так
и через содержание
словесных ответов (проклятия, угрозы)
Самоагрессия– разрушительный вид поведения людей с нарушением развития: битьё головой, кусание рук, чрезмерное расчесывание и царапание своего тела.
Слайд 16Формы проявления агрессии:
Недеструктивная
Механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации.
Побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, служит для развития познания и способности положиться на себя
Враждебная (деструктивная)
Злобное, враждебное поведение, желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результаты: конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка
Слайд 17Агрессия младших школьников
Инициатор- группировки ребят;
Агрессия более организованная;
Враждебная агрессия начинает преобладать над
инструментальной;
Дети стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к взрослым;
Формирование группировок- возможность испытать чувства комфорта и защищенности, повышения своих возможностей (исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место);
Возрастает жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности;
Подражание поведению любимых героев.
Слайд 18Как помочь агрессивному ребенку?
Работа с гневом.
Обучение детей навыкам распознавания и контроля,
умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию;
Развитие конструктивных навыков общения
Слайд 19Как взрослому правильно вести себя с агрессивным ребенком?
Спокойное отношение в случае
незначительной агрессии:
Полное игнорирование реакций ребенка;
Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
Переключение внимания («Помоги мне разложить книги…»);
Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал)
Слайд 202. Акцентирование внимания на поступках ( поведении), а не личности (обратная
связь);
Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
Констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?, продемонстрировать силу?)
Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ( «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»);
обращение к правилам (« Мы же с тобой договаривались!»)
Слайд 213. Контроль над собственными негативными эмоциями
Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои
негативные эмоции во взаимодействии с агрессивными детьми;
Необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность таких чувств.
Слайд 224. Снижение напряжения ситуации
Неправильные действия взрослого:
Повышение голоса (угрожающий тон);
Демонстрация власти («Учитель
здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
Крик, негодование;
Агрессивные позы, жесты;
Насмешки, высмеивание, передразнивание;
Негативная оценка личности ребенка, его близких, друзей;
Использование физической силы, непреклонное настаивание на своей правоте;
Нотации, проповеди, «чтение морали»;
Наказания, угрозы ;
Обобщение типа : «Вы все одинаковые», «Ты как всегда»;
Сравнение ребенка с другими детьми- не в его пользу;
Команды, давление, жесткие требования;
Оправдания, подкуп, награды
Слайд 235. Обсуждение проступка:
Обсуждать поведение не в момент проявления агрессии, а после
того, когда все успокоятся и ситуация разрешится, но и в то же время как можно скорее…( лучше наедине, без свидетелей, и только после в классе)
Сохранять спокойствие и объективность;
Подробно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность по отношению к окружающим и к самому себе.
Слайд 246. Сохранение положительной репутации ребенка
Публично минимизировать вину подростка («Ты не важно
себя чувствуешь», Ты не хотел его обидеть»), в беседе наедине показать истину;
Не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему;
Предложить компромисс, договор с взаимными уступками.
Слайд 257. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Нерефлексивное слушание- слушание без анализа;
Пауза, дающая возможность
ребенку успокоиться;
Внушение спокойствия невербальными средствами;
Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
Использование юмора;
Признание чувств ребенка
Слайд 26Критерии агрессивности:
Ребенок:
Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит, ругается со взрослыми;
Часто отказывается
выполнять правила;
Часто специально раздражает людей;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
Часто завистлив, мстителен.
Слайд 27Каких людей ты считаешь агрессивными? (отвечают дети)
Злые , невежливые,
громко ругаются, кричат на всех, бьют, дерутся, люди , которые не могут справиться со своими эмоциями, они вечно не довольные, постоянно ворчат…
Слайд 28
СЕМЬЯ – ОДНО ИЗ
НЕМНОГИХ МЕСТ, ГДЕ
РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОЧУВСТВОВАТЬ
СЕБЯ
ЛИЧНОСТЬЮ
Слайд 29Классификация
неправильно сложившихся стилей воспитания
Увещевательный
Жёстко-авторитарный
Отстранённо-равнодушный
Непоследовательный
Воспитание по типу
«кумир семьи»
Педантично-подозрительный
Позиция круговой обороны
Попуститительско-
снисходительный
Демонстративный стиль
Слайд 30Родители проявляют по отношению
к своим детям полную беспомощность.
Родители не принимают
волевых решений и наказаний.
Увещевательный
Дети в таких семьях «садятся на голову» родителям
Родители предпочитают уговаривать, объяснять.
Слайд 31Женщина
поглощена воспитанием
младшего ребёнка,
совершенно забыв о старших.
Женщина, расставшись
с мужем
перестаёт любить «его ребёнка» .
Отстранённо – равнодушный
Ребёнок испытывает дефицит любви и внимания.
Женщина занята поиском нового спутника.
Слайд 32То наказание, слёзы, ругань,
то умиление и всепрощение.
Возникают резкие
эмоциональные
перепады
в отношениях с детьми.
Непоследовательный
Ребёнок становится либо неуправляемым,
либо, используя разногласия родителей,
умело манипулирует ими.
У родителей, не хватает
выдержки, самообладания
для осуществления последовательной воспитательной тактики .
Слайд 33Низкая педагогическая культура родителей,
неразвитость родительских чувств,
их сосредоточенность на собственных проблемах.
Считают, что «все дети такие»,
либо рассуждают так:
«Мы сами такими же были».
Попуститительско – снисходительный
У ребёнка склонность к непослушанию,
на людях ведёт себя неадекватно, нетребователен к себе.
Родители
не придают значение проступкам детей .
Слайд 34Родители считают,
что существует лишь один эффективный
приём воспитания – физическая
расправа.
Родители, чаще отец,
избивают ребёнка .
Жёстко-авторитарный
Дети растут агрессивными, жестокими,
стремятся обижать слабых и беззащитных.
Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями.
Слайд 35Выбирают друзей,
контролируют свободное время ребёнка,
круг его общения и интересов.
Родители
пытаются полностью
изолировать ребёнка
от сверстников
Педантично-подозрительный
Дети растут нерешительными, озлобленными,
безынициативными, неуверенными,
Формируются невротические расстройства у подростков.
Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю .
Слайд 36Вслух заявляют, что сын растёт «бандитом»,
дочь «проститутка» и пр.
Рассказывают о
его проступках,
явно преувеличивая
степень их опасности.
Демонстративный стиль
Приводит к утрате у ребёнка
стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки,
снимает внутренний контроль за своё поведение.
Родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем жалуются на своего ребёнка
Слайд 37Кто указывает на неправильное поведение
их детей становятся их врагами.
Такие родители
весьма
агрессивно
настроены ко всем.
Позиция круговой обороны
Дети в таких семьях лживы и жестоки,
т.к. постоянно уверены в родительской защите.
Родители строят
свои отношения
с окружающими
по принципу
«наш ребёнок всегда прав».
Слайд 38Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себя.
Все его просьбы
и прихоти
выполняются.
Воспитание по типу «кумир семьи»
Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма страдают сами родители.
Ребенок—центр моих интересов.
Слайд 39
«Главная ошибка взрослых
в том, что мы пытаемся
воспитывать детей,
не
воспитывая себя!».
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Слайд 40«Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать
их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя»
А.Н.Островский
Слайд 47Подходы к решению
конфликтных ситуаций
(2 подхода при позиционном торге)
Слайд 49
Твори добро, чтобы любя,
добро тебя нашло.
Зла не верши,
чтобы тебя
не погубило зло!
НАРОДНАЯ
МУДРОСТЬ