Слайд 1
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям
учебы»
«
Слайд 2 Возраст детей пятого класса – это переход
от
младшего школьного к младшем подростковому.
Психологически он связан с формированием
главного личностного новообразования
младшего подростка - чувства взрослости.
Сложность периода:
детство уже почти закончилось,
а взрослая жизнь еще не началась.
Слайд 3Пятый класс.
1.Новый период развития - отрочество
2.Переход на новую
ступень обучения.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Раскроем суть понятия адаптация
Слайд 4 Понятие адаптации.
«Адаптация» от латинского слова «adapto»- приспособляю.
Приспособление индивида( ученика)
к условиям новой социальной среды и принятие новой социальной роли.
Слайд 5Причины сложности адаптационного периода в 5 классе.
Ситуация новизны всегда является для
человека в той или иной степени тревожной.
Ребенок же переживает в таких условиях
эмоциональный дискомфорт и внутреннюю
напряженность из-за неопределенности.
Это может закончиться школьной дезадаптацией.
Слайд 6Возникающие проблемы:
новый классный руководитель;
много разных учителей (разные: манера общения, методика преподавания,
темп урока, требования);
новое расписание;
возросший темп работы;
возросший объем учебного материала в классе и д/з;
ослабление учительского и родительского контроля;
кризис подросткового возраста.
Слайд 7
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом ребенок легко справляется с
программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Слайд 8
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
нежелание ребёнка
делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежелания выполнять домашние задания;
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
жалобы на те или иные события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 9
Период адаптации усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти
требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
Слайд 10
Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял
функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.
Слайд 11
Чем можно помочь?
Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком
об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни.
Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
- Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи-
ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка
Слайд 12 Помощь и поддержка.
Создавайте условия для развития
самостоятельности и ответственности.
У пятиклассника должны появиться семейные
обязанности, за выполнение которых он несёт
ответственность.
Сохраняйте родительский контроль и помогайте, поскольку ребёнок не всегда и не в полной мере может сориентироваться в изменившихся требованиях.
Сохраняйте и укрепляйте авторитет взрослых – для пятиклассников учитель теперь не является непререкаемым авторитетом, и учителей могут осуждать, не принимать их замечания и поучения. Важно обсудить с ребенком причины его недовольств, поддерживая при этом авторитет учителя.
Обсуждайте школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье.
Слайд 13
Создание благоприятной семейной атмосферы
(памятка для
родителей)
Помните:
От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.