Слайд 1Асоциальное поведение школьников
Подготовила :
Ефремочкина Татьяна Анатольевна
Слайд 3Существуют следующие стадии развития асоциального поведения:
неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
порицаемое поведение
(связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);
девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и поступки);
делинквентное (предпреступное) поведение;
преступное поведение;
деструктивное поведение.
Слайд 12Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему
авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.
Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.
Слайд 13Причины побегов из дома:
Дромомания (греч. drómos — бег и mania — безумие),
непреодолимое, приступообразно возникающее бесцельное стремление к перемене мест, переездам, бродяжничеству.
Поиски приключений.
Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия.
Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к общению с людьми с сильной волей.
Гедонизм — чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому время провождению, развлечениям. Ученики убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности.
Слайд 14Выделяют три группы методов воспитания:
Силовое давление, при котором родители используют свою
власть над ребенком.
Отношения любви, не исключавшие гнева и неодобрения, но не допускавшие физических наказаний.
Рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, на которые повлияла детская ложь.
Слайд 15! Этапы выхода из конфликтных ситуаций:
1. Прояснение («Давай обсудим…», «Меня тревожит
…»)
2. Сбор предложений («Как нам быть?», «Как исправить ситуацию?»)
3. Выбор способа действия (компромисс, сотрудничество)
4. Контроль над выполнением решения
Слайд 16Тест "Ваш стиль взаимоотношений с ребенком"
(по Р. В. Овчаровой)
Определить стиль своих
взаимоотношений с ребенком вам поможет тест Р.В. Овчаровой.
Инструкция: Прочитайте внимательно утверждения и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:
1. Сколько раз тебе повторять! - 0 баллов
2. Посоветуй мне, пожалуйста. - 1 балл
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1 балл
4. И в кого ты только уродился! - 0 баллов
5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1 балл
6. Ну на кого ты похож (похожа)! - 0 баллов
7. Я в твое время …- 0 баллов
8. Ты - моя опора и помощник (помощница). - 1 балл
9. Ну что за друзья у тебя! - 0 баллов
10. О чем ты только думаешь?! - 0 баллов
11. Какая ты у меня умница! - 1 балл
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? - 1 балл
13. У всех дети как дети, а ты?! - 0 баллов
14. Какой ты у меня сообразительный! - 1 балл
Слайд 17Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:
1. Вам грубит, дерзит, уходит их
дома, не ставя вас об этом в известность.
2. Вам лжёт.
3. Требует у вас деньги.
4. Становится зависимым от алкоголя.
5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.
Вы обязаны знать:
1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
2. Кто его лучший друг или подруга.
3. Чем увлекается, какие у него интересы.
Слайд 18Принципы, которыми могут руководствоваться родители в случае детской лжи:
Избегать применения физических
наказаний.
Отделять наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.
Подчеркивать какое значение имеет ложь для других людей.
Наказание должно быть соразмерно проступку.
Устанавливать с детьми полные доверительные контакты, уметь понять ребенка.
Слайд 19Пути и методы разрыва нежелательных контактов:
Прекращение контактов путем территориального перемещения (перевод
в другой класс, в другую школу, смена места жительства). Следует обратить внимание на то, что переезд партнеров по общению в различные дома, дает низкий процент случаев прекращения отношений по сравнению с переводом учащихся в другую школу, хотя и расположенную рядом. Переходя в другую школу, ребенок попадает в новый для себя коллектив, в котором у него возникают новые отношения, интересами которого он живет, чтобы утвердить себя в нем, достичь определенного положения, обрести состояние эмоционального благополучия.
Разрыв контактов путем авторитарного запрещения одной или двум сторонам поддерживать связь. Оказывается высокоэффективным для школьников начальных классов.
Слайд 20Памятка «Как относиться к своему ребенку»
1. Смотрите на своего ребенка как
на самостоятельную личность
2. Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива и приучался к планированию своей деятельности и, как следствие, жизни в целом
3. Все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово
4. Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом, даже самым деликатным
5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил тот или иной поступок
6. Не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребенком
7. Не балуйте его и не делайте за него то, что он способен сделать сам.
Помните!
Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.