Слайд 1ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(первого уровня)
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
Педагог-психолог МБОУ
«Лянторская СОШ №5» Сидоренко Д.А.
Слайд 2Актуальность программы
Принципиальным отличием
стандартов нового поколения
является их ориентация на
результат
образования. На первый
план выходит развитие личности
учащегося. Наряду с общей
грамотностью становятся важными
такие качества ребенка как
способность к саморазвитию,
формирование целенаправленной
познавательной деятельности и
мотивации, а также социальные и межличностные отношения.
Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотной
психолого-педагогической поддержке и участие в образовательном
процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов).
Слайд 3Цель программы - обеспечение психологизации образовательного процесса первого уровня (начальной школы)
в условиях внедрения ФГОС.
Задачи.
1. Проведение комплексной диагностики, поддерживающей
процесс обучения в ходе введения ФГОС.
2. Организация коррекционной работы с детьми,
испытывающими трудности в обучении и поведении.
3. Повышение уровня психолого-педагогической
компетентности участников образовательного процесса
(родитель, педагог).
Слайд 4
Объекты психолого-педагогического сопровождения:
работа по реализации программы строится в трех направлениях.
Слайд 5Основные направления деятельности школьного психолога:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического
развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Слайд 6Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим
здоровьем детей.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Слайд 7Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 8Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД -
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 9Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки
и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Слайд 10Регулятивные действия УУД – обеспечивают
организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме сличения способа
действия и его результата;
коррекция; - оценка.
волевая саморегуляция.
Слайд 11
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и
решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности УУД является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности УУД проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
Слайд 12
Реализация программы осуществляется в четыре этапа.
1 этап (апрель - сентябрь)
подготовительный или вводный
1. Диагностика развития будущих
первоклассников. Форма
диагностики – скрининг-
тестирование.
2. Проведение групповых и
индивидуальных консультаций
для родителей будущих
первоклассников.
3. Консультация логопедов по результатам диагностики, носящая на данном этапе ознакомительный характер.
4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики.
Слайд 132 этап
(сентябрь - ноябрь) адаптационный.
1. Проводится диагностика на определение уровня
познавательной деятельности, ведущего канала восприятия информации, самооценки.
2. Совместно с логопедами выстраивается индивидуальная траектория развития ребенка, который требует особого внимания.
Слайд 143 этап
(декабрь - апрель) формирующий.
1. Проводится диагностика степени социально-психологической адаптации
детей к школе.
2. По результатам диагностики проводится психолого-педагогический консилиум.
3. Педагогами-психологами школы проводятся коррекционно-развивающие занятия с целью преодоления дезадаптации.
Слайд 15Психологическое сопровождение обучающихся 2, 3 классов.
1. Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся,
определение индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания.
2. Формирование индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления личности.
3. Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями данного возраста.
Слайд 16Психологическое сопровождение обучающихся 4 класса
1. Исследование состояния готовности ко второму уровню
обучения.
В течение всего учебного года идет консультирование специалистами службы сопровождения всех участников образовательного процесса по заявленным проблемам.
Слайд 174 этап
(май) итоговый или аналитический
1. Итоговая диагностика познавательной деятельности, учебной
мотивации и социально-психологической адаптации.
2. Для родителей проводятся консультации по результатам полученных данных и выстраиванию дальнейшего сотрудничества,
3. Для педагогов - круглый стол по результатам всей проделанной работы.
Слайд 19Ожидаемые результаты
реализации программы:
1. Построение образовательного процесса на основе комплексной диагностики.
2.
Улучшение качества психолого-педагогической поддержки педагогов в условиях введения ФГОС НОО.
3. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.
Слайд 20Перечень диагностических методик используемых педагогом-психологом для отслеживания сформированности УУД.
Личностные УУД
Тест на
определение самооценки «Лесенка» (1- 4 класс).
Анкета «Оценка школьной мотивации»
(Н. Г. Лусканова) (1-3 класс).
Диагностика «Мотивация учения и эмоционального
отношения к учению» (А.Д. Андреева)(4 класс).
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
(1-2 класс).
Методика«Незаконченные
предложения» (3-4 класс).
Слайд 21Регулятивные УУД
Методика «Корректурная проба»
1-4 класс (проба на внимание)
Познавательные УУД
«Найди
отличия» - сравнение картинок
(1 класс).
Выделение существенных признаков
(2 класс).
Логические закономерности
(3 класс).
Исследование словесно-логического
мышления (4 класс).
Коммуникативные УУД
Задание «Рукавички». 1-3 класс.
Задание «Совместная сортировка» 4 класс.
Методика «Левая и правая стороны» 1 класс.