Презентация, доклад к педсовету Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности

Содержание

Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда»А много веков тому назад римский писатель и философ Луций Анней Сенека утверждал, что «для того,

Слайд 1«Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОМИЛИНСКАЯ

СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема доклада Н.П. Щеголевой, ЗД
«Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Слайд 2Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто

не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда»
А много веков тому назад римский писатель и философ Луций Анней Сенека утверждал, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели — нет управления, без цели — нет результата. Почему?  Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. 
Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится,

Слайд 3Учителя, чей саж более 15 лет помнят, как с нас требовали

выполнение триединых задач урока, обязательной «озвучки» цели урока… И это правильно. 
Учителя, чей саж более 15 лет помнят, как с нас требовали выполнение триединых задач урока, обязательной «озвучки»

Слайд 4Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные

возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию …следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)
2. Осуществлять нравственное воспитание…: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
3. Формировать правильное отношение к природе. И.т.д

Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

Слайд 5Урок – это система целенаправленных педагогических влияний. это целенаправленное делание и

диалог учителя и учеников, в ходе которых вырабатывается та или иная жизненная стратегия, формируются определенные черты характера, приобретаются те или иные привычки поведения. 
Урок – это система целенаправленных педагогических влияний. это целенаправленное делание и диалог учителя и учеников, в ходе

Слайд 6Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха

или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей и для детей достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. На уроках создается постоянным повторением одного и того же сценария «изучения чего-либо» привычная структура мышления: «на один известный и не тобой заданный вопрос есть только один правильный и не тобой найденный ответ». 
Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках

Слайд 7Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при

формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков  внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.
Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании

Слайд 8Реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в

любой школе. Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.  Обучение обязательно воспитывает,

Слайд 9Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1)    воспитательные возможности организации урока

(возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока); 2)    воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.); 3)    воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:1)    воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на

Слайд 10Схема анализа процесса воспитания на уроке
I. Использование воспитательных возможностей организации урока. 1.  

 Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). 2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3.    Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися). II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета. III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами). IV. Выводы.
Схема анализа процесса воспитания на уроке I. Использование воспитательных возможностей организации урока. 1.    Воспитание интереса к учению,

Слайд 11Комплексный анализ урока
Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно

выделяются следующие его направления, одним из которых является воспитательное.
1. Анализ выполняемых учителем задач:
как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;
насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
как осуществлялась связь теории с практикой;
насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
применялись ли на уроке технические средства;
что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

Комплексный анализ урокаСодержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления, одним из

Слайд 12Анализ воспитательного влияния урока
как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной

действительности, события в жизни страны, города, класса;
что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
каковы были отношения между учащимися, между учителем и обучающимися.

Анализ воспитательного влияния урокакак знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города,

Слайд 13Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности,

особенности личности и деятельности учителя:

педагогическая этика;
внешний вид;
умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд обучающихся;
определить типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
умение быстро корректировать ход урока.

Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя: педагогическая

Слайд 14Анализ деятельности учащихся на уроке:



учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов

предшествующих занятий;
работоспособность обучающихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
развитие речи обучающихся;
умение школьников применить теорию на практике.

Анализ деятельности учащихся на уроке: учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;работоспособность обучающихся на уроке

Слайд 15В качестве объектов воспитательного анализа урока выступают следующие умения учителя:
увидеть, подготовлен

ли класс к уроку;
наблюдать в течение урока за дисциплиной;
замечать психофизическое состояние детей;
воспринимать реакцию детей на свои вопросы;
внимательно слушать ответы обучающихся;
постоянно держать весь класс в поле зрения;
организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;
воспринимать реакцию на свое объяснение;
воспринимать реакцию на свои вопросы; 
заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;
отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;
заметить черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы продвижение в развитии;
наблюдать за своим поведением и речью;
заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;
наблюдать за ходом урока;
распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.
В качестве объектов воспитательного анализа урока выступают следующие умения учителя:увидеть, подготовлен ли класс к уроку;наблюдать в течение

Слайд 16. Воспитательный анализ урока. Примерная схема анализа урока
1. Использование воспитательных возможностей содержания

материала.
2. Дополнение учебного материала историческими фактами.
3. Формирование мировоззрения на уроке.
4. Формирование нравственных качеств личности.
5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.
6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.
7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.
8. Влияние личности учителя.
9. Характер деятельности и общения обучающихся на уроке.
10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

. Воспитательный анализ урока. Примерная схема анализа урока 1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.2. Дополнение учебного материала историческими фактами.3. Формирование

Слайд 17ВЫВОДЫ:
Мой краткий обзор воспитательных потенций урока произведён. Я ставила себе своей

задачей выявить общее решение этой весьма важной для школы проблемы, не отрицая, что её решение сегодня производится многими учителями нашей школы в практике воспитания школьников. Повседневность урока – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребёнка и педагога одновременно. ЗУНы нужны лишь на вузов­ских экзаменах, они есть пища ре­петиторов. Достижение их необхо­димо, но совершенно недостаточно для хорошей школы, которая хочет не только натаскивать на поступле­ние в Вуз, но и «сеять разумное, доброе, вечное», и, кстати, не толь­ко сеять, но и отвечать за получен­ный урожай...
ВЫВОДЫ: Мой краткий обзор воспитательных потенций урока произведён. Я ставила себе своей задачей выявить общее решение этой

Слайд 18И в конце хотелось бы сказать словами поэта:
Нам не дано предугадать,
Как

наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

И в конце хотелось бы сказать словами поэта:Нам не дано предугадать,Как наше слово отзовётся.Посеять в душах благодатьУвы,

Слайд 19



СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть