Слайд 1Учебно-исследовательская
и проектная деятельность как средство совершенствования
УУД
г. Сургут 2020 г.
Слайд 2Ключевые особенности ФГОС СОО
Интеграция урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся.
Учебный предмет «Индивидуальный проект» (2 года, 10 – 11 классы).
Слайд 3портрет выпускника школы
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
«готовый к
сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность»
Слайд 4Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего
общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 5Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД):
регулятивными;
познавательными;
коммуникативными.
Слайд 6Регулятивные универсальные учебные действия
1. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
2.
Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.
3. Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
Слайд 74. Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни
и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали.
5. Формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
6. Планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.
7. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Регулятивные универсальные учебные действия
Слайд 8Познавательные универсальные
учебные действия
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций.
Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Слайд 9 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия.
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Познавательные универсальные
учебные действия
Слайд 10Коммуникативные универсальные учебные действия
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми.
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.
Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Слайд 11«Зоны внедрения» ФГОС на уровне среднего общего образования
Индивидуальный проект как
технология
Тьютерское сопровождение индивидуальной образовательной программы
Слайд 12Сроки реализации индивидуального проекта
Учащиеся 10-11-х классов выполняют индивидуальный проект в течение
одного года или двух лет в рамках учебного времени, которое отведено на элективный курс. Не исключено, что в 10-м классе учащийся продолжит работу над проектом, который был реализован еще в основной школе.
Слайд 13Что такое индивидуальный проект?
Это особая форма организации деятельности обучающихся, которая развивает
у них навыки целеполагания и самоконтроля.
Индивидуальный проект - это элективный курс, который обязательно входит в учебные планы профилей.
Слайд 14Кто курирует выполнение проекта?
Курирует выполнение индивидуального проекта работник ОО.
Слайд 15Направления (виды) индивидуального проекта:
социальное;
исследовательское;
творческое;
информационное;
инженерно-конструкторское;
бизнес-проектирование
и др.
Слайд 16Цель ИИП
Основной целью индивидуального проекта для обучающихся является развитие их исследовательской
компетентности посредством освоения методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 17Задачи элективного курса «Индивидуальный проект»
обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить
цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать);
развитие умения анализировать;
развитие критического мышления обучающихся;
Слайд 18Задачи элективного курса «Индивидуальный проект»
формирование и развитие навыков публичного выступления;
формирование позитивного
отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом);
обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности;
осознать выбор будущей профессиональной деятельности и спроектировать личностный успех.
Слайд 19Результат (продукт) итогового
индивидуального проекта
а) письменная работа (научно-исследовательская работа, социальный проект и
др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии);
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
Слайд 20Структура проектной работы:
титульный лист;
паспорт проекта;
основная часть;
список использованной литературы и источников;
отзыв
на работу.
Слайд 21Организация работы над ИИП
В процессе работы над проектом обучающийся планирует свою
деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта.
Основной этап: совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
Заключительный: защита проекта, оценивание работы.
Слайд 22Требования к защите ИИП
Защита проектов производится публично.
Для оценки проектов создаётся комиссия
Процедура
защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося.
Ответы на вопросы комиссии.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев.
«Зачет» по итогам защиты проекта получают обучающиеся, набравшие от 50 до 84 баллов (базовый уровень) и от 85 до 100 баллов (уровень выше базового).
«Не зачет» получают обучающиеся, не явившиеся на защиту проекта, либо набравшие по итогам защиты менее 50 баллов.
В случае не соблюдения установленных сроков по защите итогового индивидуального проекта, обучающийся не допускается к государственной итоговой аттестации.
Слайд 23Критерии оценивания ИИП
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий
сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Слайд 24Итоговая отметка по ИИП
Итоговая отметка по предметам и междисциплинарной программе фиксируется
в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании.
Слайд 25Программа СОО направлена
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико- ориентированных результатов образования
формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Слайд 26Освобождение от публичной
защиты проекта:
городское и российское соревнование юных исследователей «Шаг
в будущее. Юниор»;
городская и окружная научная конференция молодых исследователей и всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее»;
муниципальный, региональный и всероссийский этапы правовой акции «Я- гражданин России»;
исследовательская конференция в рамках всероссийского форума «Молодые интеллектуалы России»;
окружная научная конференция школьников «Новое поколение и общество знаний»;
всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева .