Презентация, доклад к педсовету Системно-деятельностный подход

Содержание

Исследования PISAОценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях (компетентностный подход)По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования Школьные реформы 2000-2010 гг. не

Слайд 1Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые

ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза А.И. Маркова
г. Чехова Московской области

Презентация к выступлению на РМО учителей естественного цикла. Докладчик Яшникова Т.М.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОСМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

Слайд 2Исследования PISA
Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных

(в том числе, внеучебных) ситуациях (компетентностный подход)

По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования

Школьные реформы 2000-2010 гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA
Исследования PISAОценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях (компетентностный

Слайд 3Выводы по исследованиям PISA
Россия уступает развитым странам по:
уровню функциональной грамотности
числу

представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки

РИСКИ:
НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Выводы по исследованиям PISAРоссия уступает развитым странам по:уровню функциональной грамотности числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовкиРИСКИ:НИЗКАЯ

Слайд 4Модернизация школы


Основным инструментом модернизации системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты

Модернизация школыОсновным инструментом модернизации системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты

Слайд 5Отличие ФГОС от стандартов 2004 года

Отличие ФГОС от  стандартов 2004 года

Слайд 6О цели образования

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по

ее освоению…»

В.Г. Белинский.
Избранные педагогические произведения.
М.Педагогика, 1982. с.174
О цели образования «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению…»

Слайд 7Изменилась парадигма образования

«Развитие личности – смысл и цель современного образования»

Закон

РФ «Об образовании» (статья 14)
Концепция ФГОС 2-го поколения)
Изменилась парадигма образования«Развитие личности – смысл и цель современного образования» Закон РФ «Об образовании» (статья 14) Концепция

Слайд 8Задача школы

интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом

ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Задача школы	интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ

Слайд 9Способ достижения данной цели -

формирование системы универсальных учебных действий (УУД)

Способ достижения данной цели -формирование системы универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 10

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания

и «незнания»

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом




Образовательные результаты


ЛИЧНОСТНЫЕ УУДМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУДПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;самоидентификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных

Слайд 11 Системно-деятельностный подход

методологическая основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход методологическая основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Слайд 12Ученые – основоположники теории
системно-деятельностного подхода
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов

Слайд 13Деятельностный метод -

метод обучения, при котором ребенок не получает знания в

готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Деятельностный метод -				метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам

Слайд 14Системный подход -

это подход, при котором любая система рассматривается как

совокупность взаимосвязанных элементов
Системный подход - 		это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

Слайд 15

«Процесс учения -это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания

и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!»

А.Г. Асмолов
профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

«Процесс учения -это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот

Слайд 16
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
УД становится источником внутреннего развития

школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Собственная УД школьников – важная составляющая СДПУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и

Слайд 17Урок - основная форма работы учителя
Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру

урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Урок - основная форма работы учителяПоэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему –

Слайд 18Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип

минимакса

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подходаПринцип деятельностиПринцип непрерывностиПринцип целостностиПринцип минимаксаПринцип психологической комфортностиПринцип вариативностиПринцип творчества

Слайд 19
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания

не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук и о структуре процесса познания этого мира).

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая

Слайд 204) Принцип минимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования

на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

4) Принцип минимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом

Слайд 21Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Слайд 23 Приоритетом образования



становится собственная деятельность ученика
и овладение школьниками
универсальными способами деятельности
(универсальными

учебными действиями)
Приоритетом образованиястановится собственная деятельность ученикаи овладение школьникамиуниверсальными способами деятельности(универсальными учебными действиями)

Слайд 24

создание и организация условий, инициирующих детское действие

системное включение ребёнка в процесс

самостоятельного построения им нового знания

Основная педагогическая задача-

создание и организация условий, инициирующих детское действиесистемное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания Основная

Слайд 25Сформированные способности учащихся –это тоже система, адекватная процессу познания
Последовательность построения системы:
Подготовка

места для нового элемента системы
Построение нового элемента и установление первичных связей с элементами системы
Коррекция нового элемента
Установление связей между новыми и исходными элементами системы
Контроль деятельности системы
Сформированные способности учащихся –это тоже система, адекватная процессу познания	Последовательность построения системы:Подготовка места для нового элемента системыПостроение нового

Слайд 26
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода, предложенная Центром системно-деятельностной педагогики

«Школа 2000…»



В соответствии с этапами построения системы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания;
Уроки рефлексии;
Уроки общеметодологической направленности;
Уроки развивающего контроля.


Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода, предложенная Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» 	В

Слайд 27
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,

обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д.Ушинский

Конструирование современного урока

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке

Слайд 28Особенности современного урока

Современный урок - конструирование активного сотрудничества ученика и учителя,

ученика и одноклассников

Структурной единицей учебной деятельности является учебная ситуация


Особенности современного урокаСовременный урок - конструирование активного сотрудничества ученика и учителя, ученика и одноклассниковСтруктурной единицей учебной деятельности

Слайд 29 Памятка по подготовке урока

1.Определить, какое новое знание должно быть «открыто» на

данном уроке

а) понятие
б) правило
в) алгоритм
г) закономерность
Памятка по подготовке урока 1.Определить, какое новое знание должно быть «открыто» на данном урокеа) понятие б)

Слайд 30Памятка по подготовке урока
Продумать ситуацию для постановки проблемы урока:

а) с затруднениями

(установить разрыв между знанием и незнанием)

б) с удивлением (сопоставление двух фактов, противоречащих друг другу, вызывает удивление и помогает сформулировать проблему: что нужно ЕЩЕ ЗНАТЬ И УМЕТЬ, чтобы правильно ответить на данный вопрос)
Памятка по подготовке урока Продумать ситуацию для постановки проблемы урока:а) с затруднениями (установить разрыв между знанием и

Слайд 31Памятка по подготовке урока
3. Спроектировать поиск решения проблемы учениками (открытие нового

знания учениками):

а) сформулировать свой вывод по проблеме (правило, алгоритм, описание закономерностей, понятие)
б) выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы.
в) построить диалог по поиску решения проблемы


Памятка по подготовке урока 	3. Спроектировать поиск решения проблемы учениками (открытие нового знания учениками):а) сформулировать свой вывод

Слайд 32Памятка по подготовке урока
4.Запланировать выражение решения проблемы.
(Как мы решили

поставленную проблему?)

5.Выбрать задания для применения нового знания.
Памятка по подготовке урока  4.Запланировать выражение решения проблемы. (Как мы решили поставленную проблему?)  5.Выбрать задания

Слайд 33Памятка по подготовке урока
Продумать рефлексию учебной деятельности на уроке (итог):
НАШ УРОК

ПОДОШЁЛ  К КОНЦУ, И Я ХОЧУ СКАЗАТЬ...
-МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДАЛОСЬ ... -ЗА ЧТО Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ? -ЗА ЧТО Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ? -ЧТО ПРИОБРЁЛ? -ЧТО МЕНЯ УДИВИЛО? - ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОТКРЫТИЕМ ТО, ЧТО ... - ЧТО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, НЕ УДАЛОСЬ? ПОЧЕМУ? ЧТО УЧЕСТЬ НА БУДУЩЕЕ?

Памятка по подготовке урока Продумать рефлексию учебной деятельности на уроке (итог):	НАШ УРОК ПОДОШЁЛ  К КОНЦУ, И Я

Слайд 34Базовые технологии ФГОС
Проблемно-диалогическая технология
(новые знания открывают дети)
Информационные и коммуникативные технологии

(коммуникация – общение):
учить учиться в общении
Технология, основанная на создании учебной ситуации
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология оценки учебных достижений

Базовые технологии ФГОСПроблемно-диалогическая технология 	(новые знания открывают дети)Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение):

Слайд 35УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Слайд 36УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Слайд 37УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Слайд 38УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Слайд 39
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к

тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения…


А. Дистервег,
немецкий педагог-демократ XIX в.,
последователь Песталоцци
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,

Слайд 40 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее

учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше

Слайд 41 Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его

желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть