Слайд 1Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые
ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза А.И. Маркова
г. Чехова Московской области
Презентация к выступлению на РМО учителей естественного цикла. Докладчик Яшникова Т.М.
Слайд 2Исследования PISA
Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных
(в том числе, внеучебных) ситуациях (компетентностный подход)
По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования
Школьные реформы 2000-2010 гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA
Слайд 3Выводы по исследованиям PISA
Россия уступает развитым странам по:
уровню функциональной грамотности
числу
представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки
РИСКИ:
НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Слайд 4Модернизация школы
Основным инструментом модернизации системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 5Отличие ФГОС от
стандартов 2004 года
Слайд 6О цели образования
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по
ее освоению…»
В.Г. Белинский.
Избранные педагогические произведения.
М.Педагогика, 1982. с.174
Слайд 7Изменилась парадигма образования
«Развитие личности – смысл и цель современного образования»
Закон
РФ «Об образовании» (статья 14)
Концепция ФГОС 2-го поколения)
Слайд 8Задача школы
интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом
ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Слайд 9Способ достижения данной цели -
формирование системы универсальных учебных действий (УУД)
Слайд 10
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания
и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Образовательные результаты
Слайд 11 Системно-деятельностный подход
методологическая основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Слайд 12Ученые – основоположники теории
системно-деятельностного подхода
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
Слайд 13Деятельностный метод -
метод обучения, при котором ребенок не получает знания в
готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Слайд 14Системный подход -
это подход, при котором любая система рассматривается как
совокупность взаимосвязанных элементов
Слайд 15
«Процесс учения -это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания
и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!»
А.Г. Асмолов
профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Слайд 16
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
УД становится источником внутреннего развития
школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Слайд 17Урок - основная форма работы учителя
Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру
урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Слайд 18Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип
минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 19
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук и о структуре процесса познания этого мира).
Слайд 204) Принцип минимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования
на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 21Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Слайд 23 Приоритетом образования
становится собственная деятельность ученика
и овладение школьниками
универсальными способами деятельности
(универсальными
учебными действиями)
Слайд 24
создание и организация условий, инициирующих детское действие
системное включение ребёнка в процесс
самостоятельного построения им нового знания
Основная педагогическая задача-
Слайд 25Сформированные способности учащихся –это тоже система, адекватная процессу познания
Последовательность построения системы:
Подготовка
места для нового элемента системы
Построение нового элемента и установление первичных связей с элементами системы
Коррекция нового элемента
Установление связей между новыми и исходными элементами системы
Контроль деятельности системы
Слайд 26
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода, предложенная Центром системно-деятельностной педагогики
«Школа 2000…»
В соответствии с этапами построения системы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания;
Уроки рефлексии;
Уроки общеметодологической направленности;
Уроки развивающего контроля.
Слайд 27
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,
обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д.Ушинский
Конструирование современного урока
Слайд 28Особенности современного урока
Современный урок - конструирование активного сотрудничества ученика и учителя,
ученика и одноклассников
Структурной единицей учебной деятельности является учебная ситуация
Слайд 29
Памятка по подготовке урока
1.Определить, какое новое знание должно быть «открыто» на
данном уроке
а) понятие
б) правило
в) алгоритм
г) закономерность
Слайд 30Памятка по подготовке урока
Продумать ситуацию для постановки проблемы урока:
а) с затруднениями
(установить разрыв между знанием и незнанием)
б) с удивлением (сопоставление двух фактов, противоречащих друг другу, вызывает удивление и помогает сформулировать проблему: что нужно ЕЩЕ ЗНАТЬ И УМЕТЬ, чтобы правильно ответить на данный вопрос)
Слайд 31Памятка по подготовке урока
3. Спроектировать поиск решения проблемы учениками (открытие нового
знания учениками):
а) сформулировать свой вывод по проблеме (правило, алгоритм, описание закономерностей, понятие)
б) выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы.
в) построить диалог по поиску решения проблемы
Слайд 32Памятка по подготовке урока
4.Запланировать выражение решения проблемы.
(Как мы решили
поставленную проблему?)
5.Выбрать задания для применения нового знания.
Слайд 33Памятка по подготовке урока
Продумать рефлексию учебной деятельности на уроке (итог):
НАШ УРОК
ПОДОШЁЛ К КОНЦУ, И Я ХОЧУ СКАЗАТЬ...
-МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДАЛОСЬ ...
-ЗА ЧТО Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ?
-ЗА ЧТО Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ?
-ЧТО ПРИОБРЁЛ?
-ЧТО МЕНЯ УДИВИЛО?
- ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОТКРЫТИЕМ ТО, ЧТО ...
- ЧТО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, НЕ УДАЛОСЬ? ПОЧЕМУ? ЧТО УЧЕСТЬ НА БУДУЩЕЕ?
Слайд 34Базовые технологии ФГОС
Проблемно-диалогическая технология
(новые знания открывают дети)
Информационные и коммуникативные технологии
(коммуникация – общение):
учить учиться в общении
Технология, основанная на создании учебной ситуации
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология оценки учебных достижений
Слайд 35УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Слайд 36УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Слайд 37УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Слайд 38УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
Слайд 39
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к
тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения…
А. Дистервег,
немецкий педагог-демократ XIX в.,
последователь Песталоцци
Слайд 40 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее
учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой
Слайд 41 Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.