Слайд 1Педагогический совет
Личность педагога в современной школе
Слайд 2Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, разработать модель личности педагога
в современной школе, рассмотреть критерии оценивания педагогического мастерства.
Вопросы:
1. Может ли каждый учитель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?
3. Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
Слайд 3Личность педагога в образовании – это личность носителя культуры и её
творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм,
компетентность,
продуктивность,
социально направленные личностные качества.
Слайд 4
Ученый В.А. Сластёнин: «Личность учителя – это плодотворный луч солнца для
молодой души, который ничем заменить невозможно: личность воспитателя значит все в деле воспитания». А вот что по этому поводу подметил К.Д. Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Слайд 5
Вместе с тем личность современного учителя во многом определяется высоким уровнем
культуры. Учитель всегда служит наглядным образцом для учащихся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.
Нравственной мерой поведения учителя является педагогический такт. Он базируется прежде всего на нравственных качествах педагога.
Слайд 6
Основными элементами педагогического такта являются: требовательность, и в то же время
уважительное отношение к ребенку, умение слушать и слышать его, сопереживание(эмпатия), внимательность, чуткость (без стремления афишировать свои действия), дружелюбие без панибратства, доброжелательность, умение увлекать воспитанников идеей. Чтобы быть тактичным, учителю необходимо быть наблюдательным, уметь предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков.
Слайд 7
Правилами педагогического такта:
на уроке важно создавать атмосферу, в которой доминируют
высокие общечеловеческие ценности;
учителю следует чувствовать внутреннее состояние ученика и создать все условия для вовлечения его в учебный процесс;
при любых обстоятельствах нужно оставаться спокойным, уравновешенным, сдерживать негативные эмоции;
любые противоречия желательно разрешать с помощью диалога;
целесообразно быть щедрым на похвалу, а не на порицание.
Слайд 8Обратимся к истории:
Восемь обязанностей учителя в суфийском учении
(Суфий-мудрец, учитель)
1. «Первая обязанность
учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми».
2.«Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».
Слайд 9
3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять
ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».
4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками...»
5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».
Слайд 10
6. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и
не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
7. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».
8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова».
Слайд 11
Личностные качества, конечно же, неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом
преподавания, методикой преподавания дисциплины, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества
Слайд 12Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и
как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Понятие «профессиональная компетентность» - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога.
Слайд 16Элементы мастерства в деятельности педагога
Первым условием режиссуры урока и создания целостного
произведения является наличие у педагога творческого замысла урока на основе:
а) осознания и анализа общих методологических и теоретических
позиций учителя (подходов, теорий, методологических принципов, тех
нологий);
б) учета психологических особенностей учащихся и их особенно
стей как субъектов обучения;
в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока);
г) пространственного решения (компоновки учеников в зависимо
сти от целей урока и его частей, возможностей и необходимости пере
движения по классу);
д) использования необходимого наглядного и звукового оформления.
Слайд 17
Второе, условие режиссуры урока учителем - продумывание им целей, которых он
хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.
Слайд 18
Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или
иных действий. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, целостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы:
«чего я хочу достичь?»
«для чего я предпринимаю те или иные действия?»
Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача)?
Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»
Слайд 19
Профессиональные качества педагога
Организаторские способности:
• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных
мероприятий;
• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
• Качественная организация совместной деятельности класса;
• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Слайд 20
Использование авторских методик:
• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и
методических пособий;
• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.
Слайд 21
Формирование общеучебных умений:
• Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;
• Формирование среди учащихся
навыков самоконтроля и самооценки;
• Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.
Слайд 22
Психолого-педагогическая компетентность:
• Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
• Формирование ответственного отношения к
учёбе среди учащихся;
• Желание сохранить контингент учащихся;
• Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Взаимодействие с учащимися:
• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
• Коррекционная работа с учащимися.
Слайд 23
Коммуникативные качества:
• Владение эмоциональной образной речью;
• Грамотное и эффективное выстраивание общения
с различными участниками классного коллектива;
• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
• Требовательность.
Слайд 24
Учебно-методические навыки:
• Умение доступно объяснять учебный материал;
• Создание ситуации успеха для
обучаемого;
• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Обобщив всё сказанное, можно представить модель современного учителя.
Слайд 26Основные показателями эффективности деятельности учителя
совершенствование учебного процесса;
уровень сформированности предметных компетенций
учащихся;
повышение уровня воспитанности детей;
мастерство и педагогический профессионализм учителя.
Слайд 27Как же оценить качество педагогической деятельности учителя?
формальное оценивание (аттестация);
неформальное (со
стороны учащихся, родителей).
Разработаны критерии оценки качества педагогической деятельности:
К1 - предметная компетентность;
К2 – психологическая компетентность;
К3 – педагогическая компетентность;
К4 – методическая компетентность;
К5 – готовность к инновациям;
К6 - общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность.
Слайд 29
Обобщая опыт работы педагог может представить его в форме
творческого отчёта;
мастер-класса;
доклада;
портфолио.
Пожелание всем присутствующим:
1. Быть преданными ученикам и делу обучения
2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство
3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.
Слайд 30Решение педагогического совета
Создавать условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом
профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с целью формирования предметных компетенций.
Руководителям МО разработать систему диагностики, изучения и представления и популяризации передового опыта педагогов школы.
Организовать систему мероприятий, необходимых для развития профессиональных компетенций педагогов, педагогического творчества