Презентация, доклад к педагогическому совету на тему Рефлексия - обязательный этап современного учебного занятия

Содержание

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапа учебного занятия: целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия

Слайд 1Рефлексия - обязательный этап современного учебного занятия

Рефлексия - обязательный этап современного учебного занятия

Слайд 2Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапа учебного занятия:
целеполагание
самостоятельная

продуктивная деятельность
рефлексия

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапа учебного занятия: целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия

Слайд 3Целеполагание является основой для развития таких умений, как контролировать процесс и

результаты своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценки и отметки и т.д. Но все эти умения относятся и к умению проводить рефлексию.

Целеполагание является основой для развития таких умений, как контролировать процесс и результаты своей деятельности; вносить необходимые коррективы

Слайд 4Что такое рефлексия
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Ожегов С.И.,

Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) -
1) размышление, самонаблюдение
2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – с. 68
Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок.
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

Что такое рефлексияРефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языкаРефлексия

Слайд 5Возраст становления рефлексии
Дошкольный возраст (1.5 -7 лет): Эгоцентризм – оценка

окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать
Младший школьник (7 – 10 лет) : Овладение интеллектуальной рефлексией в ситуации решения учебных задач

Подросток (10-11 - 15 лет): период наиболее яркого развития и проявления рефлексии. Проявление личной рефлексии и познание мира через образ «Я». Особая эмоциональность, восприимчивость и ассоциативность. Самоидентификация - «КТО Я?»
Юношеский возраст (15-16 – 21 год) : личностное и профессиональное самоопределение, проявление гражданских и личных качеств, ценностей в амплуа взрослого человека
Возраст становления рефлексии Дошкольный возраст (1.5 -7 лет): Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему

Слайд 6КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков,


качество познания человека человеком

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: рефлексируются знания
об объекте и способы действия с ним.

ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: объектом являются собственные
поступки, образы "Я" как индивидуальности, –
процесс переосмысления "Я".

КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия.

КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, качество познания человека человеком ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

Слайд 7Определение способов действия, выбор методов и средств для достижения цели
Соотношение цели

и результатов, определение эффективности

Анализ собственного знания и незнания, определение цели деятельности.

Размышление направлено на разрешение сомнения, противоречия, затруднения.

Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков (Лао Цзы)

Определение способов действия, выбор методов и средств для достижения целиСоотношение цели и результатов, определение эффективностиАнализ собственного знания

Слайд 8Личностная рефлексия
Со мною вот что происходит –
Ко мне мой старый

друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразны, но не те…
Е.Евтушенко (1989)

Что происходит? Что я делаю и почему? Что для меня важно? …


самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Вот стою, держу весло, через миг - отчалю..
Сердце бедное свело болью и печалью…

Личностная рефлексияСо мною вот что происходит – Ко мне мой старый друг не ходит, А ходят в

Слайд 9ПРЕДМЕТ
РЕФЛЕКСИИ
АНАЛИЗ
ТРУДНОСТЕЙ
И ПРОБЛЕМ
В РАБОТЕ
ОЦЕНКА
ВКЛАДА
МИКРОГРУПП
И

ОТДЕЛЬНЫХ
УЧАСТНИКОВ

ВЫЯВЛЕНИЕ
СЛАБЫХ
СТОРОН
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБСУЖДЕНИЕ
ПУТЕЙ
ЭФФЕКТИВНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПЛАНОВ

Чему научился
коллектив
в процессе работы?

Каковы преимущества работы команды?

Что вами сделано хорошо?

Что бы вы сделали по другому, если бы вы начали работу снова?

Чему лично вы научились в процессе работы по теме?

В чем вы видите недоработки команды?

Какие умения вы приобрели или развили, работая по данному вопросу?

КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ В РАБОТЕОЦЕНКА ВКЛАДА МИКРОГРУПП И ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВВЫЯВЛЕНИЕ СЛАБЫХСТОРОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБСУЖДЕНИЕ ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОЙ

Слайд 10Рефлексия развивает три важных качества человека, чтобы не стать изгоем в

XXI веке

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия развивает три важных качества человека, чтобы не стать изгоем в XXI векеСамостоятельность. Не учитель отвечает за ученика,

Слайд 11ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Начинать с постановки целей и организации заданий, которые отвечают

потребностям учащихся, побуждают к поиску, освоению информации и действий.
Предоставить источники информации и средства для опробования действий.
Обеспечивать самостоятельное освоение материала
Обеспечивать ученика текущей информацией о результатах свершаемых действий.
Подводить ученика через анализ и обобщение результатов к суждениям о свойствах реальности.

ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯНачинать с постановки целей и организации заданий, которые отвечают потребностям учащихся, побуждают к поиску, освоению

Слайд 12 Условия обучения рефлексии
поощрение фиксации знания о незнании;
внедрение идеологии сомнения и критики;
внедрение

идеологии знаковости, приучение учащихся усматривать за формой содержание («умение создавать знак есть отличительный признак умных, талантливых, творческих личностей»);
внедрение идеологии плюрализма разных позиций.

«Если я дам человеку рыбу, я накормлю
его на один день. Если я научу его рыбачить,
он сможет кормить себя всю жизнь»

Условия обучения рефлексии поощрение фиксации знания о незнании;внедрение идеологии сомнения и критики;внедрение идеологии знаковости, приучение учащихся

Слайд 13Рефлексия возможна, если:
детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов

работы;
ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;
учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;
признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;
в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования.
Рефлексия возможна, если: детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы; ученика привлекают к постановке личных

Слайд 14Классификация рефлексии
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная,

групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Классификация рефлексии 1) По содержанию: устная и письменная.2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.3) По способам проведения:

Слайд 15СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ
- Технология критического мышления (методы работы с текстом)

- метод проектов (проектная технология)
- интерактивные технологии, т.д.


- обучение школьников задавать себе вопросы, фиксировать знание о незнании («неоконченное предложение», «учебное затруднение», др..)
- приемы, которые позволяют связать личный опыт
с учебными текстами,
- поощрение наличия собственного мнения, видения;
(«Аналитическая таблица», «взаимооценивание работы в группе»),
- демонстрация учителем рефлексии своей деятельности;




СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ - Технология критического мышления (методы работы с текстом) - метод проектов (проектная технология) -

Слайд 16Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания

учебного предмета
Приемы организации рефлексии на урокеРефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного предмета

Слайд 17Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики» 
2. «Букет настроения», «Дерево чувств»
3. « Солнышко и

тучка»
4. Эмоционально-художественное оформление.
5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Рефлексия настроения и эмоционального состояния 1. «Смайлики» 2. «Букет настроения», «Дерево чувств»3. « Солнышко и тучка»4. Эмоционально-художественное оформление.5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся

Слайд 19Приём рефлексии «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые

наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.





Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Приём рефлексии  «Одним словом»		Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние

Слайд 20Рефлексия деятельности
«Благодарю…»
«Оценочная лесенка»
«Бассейн»
«Мишень»
«Дерево успеха»
«Для меня сегодняшний урок…»
«Поезд»

Рефлексия деятельности«Благодарю…»«Оценочная лесенка»«Бассейн»«Мишень»«Дерево успеха»«Для меня сегодняшний урок…»«Поезд»

Слайд 21 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я

могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня

Слайд 22Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Слайд 233-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка

3-4 ошибкиНет ошибок1 ошибка

Слайд 24«Мишень»

«Мишень»

Слайд 25Рефлексия содержания учебного предмета
«Плюс – минус – интересно»
«Волшебный мешочек»
«Поляна»
«Корзина идей»
«Дерево»
«Светофор»
«Незаконченное предложение»
«Синквейн»

Рефлексия содержания учебного предмета«Плюс – минус – интересно»«Волшебный мешочек»«Поляна»«Корзина идей»«Дерево»«Светофор»«Незаконченное предложение»«Синквейн»

Слайд 27 - Я узнал(а) много нового …

Мне это пригодится

в жизни.

На уроке было над чем подумать.

На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прием рефлексии «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового … Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем

Слайд 28Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»


1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5. Материал урока мне был………
6. Мое настроение……..



Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что………   2.Своей работой на уроке я………

Слайд 29Рефлексия - противопоставление
Самое лучшее в занятии (упражнении) было…,

а самое худшее… .
Самое интересное было… , а самое скучное… .
Самым веселым было…, а самым серьезным … .
Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .

Рефлексия - противопоставлениеСамое лучшее в занятии (упражнении) было…,

Слайд 31Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное

понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).

С и н к в е й н

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит

Слайд 32Рефлексия учителя
Что я делаю?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого

достиг?
А можно ли сделать лучше?


Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается.

Рефлексия – залог развития и продвижения вперёд.

Рефлексия учителяЧто я делаю?С какой целью?Каковы результаты моей деятельности?Как я этого достиг?А можно ли сделать лучше?Пока учитель

Слайд 33Работайте с удовольствием!

Работайте с удовольствием!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть