Презентация, доклад к педагогическому совещанию по теме Мастерство убеждающего и внушающего воздействия педагога

Содержание

Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного

Слайд 1Мастерство
убеждающего и внушающего воздействия педагога






Презентацию составил:
Кононов Олег Борисович
преподаватель истории
КГБ ОУ НПО "Енисейский
многопрофильный техникум"

Мастерство убеждающего и внушающего воздействия педагога

Слайд 2Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной

и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.
Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с

Слайд 3Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую

роль в этом контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников. Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие психологические качества как неприятие критики, социальный инфантилизм, неспособность воспринимать жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на проблемах, повышенная тревожность, ориентация на недостатки детей и коллег и т.п. Эти негативные проявления психологического плана окрашивают всю деятельность педагога, формируя его культуру взаимодействия и воздействия на учащихся.
Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом контексте играет общий

Слайд 4Ввиду этого актуальным становится проблема общего культурного уровня педагога, корни которой

лежат в той социальной и экономической действительности, которая досталась нашему обществу от административно-командной системы советского периода.


Ввиду этого актуальным становится проблема общего культурного уровня педагога, корни которой лежат в той социальной и экономической

Слайд 5Педагогическое мастерство

– это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим

фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно,

Слайд 6В мастерстве педагога
можно выделить четыре относительно самостоятельные части:



- мастерство организатора

коллективной и индивидуальной деятельности детей;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

мастерство владения педагогической техникой.


В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:- мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; -

Слайд 7Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.
Воздействие педагога

на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.
Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и

Слайд 8Виды педагогического воздействия

Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида

педагогического воздействия:
- Убеждение
Внушение

Убеждение и внушение являются механизмами преднамеренного влияния.
Виды педагогического воздействия Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия: - Убеждение ВнушениеУбеждение и

Слайд 9Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека

с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых

Слайд 10Убеждение –

психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное

воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Суть убеждения в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Цель убеждения – стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности.

Убеждение – психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц,

Слайд 11
Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности)

и связывать их с личным опытом воспитанника.

Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убеждённости в том, о чём он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом

Слайд 12При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более

того, при грамотном использовании технологий убеждения повышается авторитет педагога, что значительно упрощает процесс образования, воспитания и межличностного взаимодействия.
При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более того, при грамотном использовании технологий убеждения

Слайд 13По мнению Майерса, существует два способа убеждения прямой и косвенный.

Прямой способ

убеждения - это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах.
Косвенный способ убеждения - это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора.
Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться по средством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов. Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение.
По мнению Майерса, существует два способа убеждения прямой и косвенный.Прямой способ убеждения - это убеждение, имеющее место,

Слайд 14Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия:



Информирование

Разъяснение

Доказательство

Опровержение

Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия:ИнформированиеРазъяснениеДоказательство Опровержение

Слайд 15Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как



беседа
лекция
диспут
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа лекция диспут

Слайд 16Беседа





Главная функция беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий,

поступков, явлений жизни и на этой основе сфор¬мировать у них желаемое отношение к окружающей действительно¬сти, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Беседа Главная функция беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой

Слайд 17Лекция





Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или

иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
ЛекцияЛекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной

Слайд 18
Диспут

Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут

от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут – это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.
ДиспутСтолкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя

Слайд 19Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:

логика убеждения должна быть доступной интеллекту

объекта воздействия;

убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;

помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать обобщенные положения, идеи, принципы);

убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

- сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.
Убеждая, необходимо следовать определенным правилам: логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия; убеждать надо доказательно, опираясь

Слайд 20Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:


1. Быть

правильно ориентированным и плановым.

2. Быть направленным на конкретный объект.

3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.

4. Быть направленным на инициирование определенного поведения.
Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:1. Быть правильно ориентированным и плановым.2. Быть направленным

Слайд 21Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:

- Принцип повторения. Многократное повторение

сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии;
- Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.
- Принцип обеспечения доверия к источнику информации. К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят создание имиджа «особой осведомленности» о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчиваются официальными источниками (это достигается передачей фактов, достоверность которых известна или может быть легко проверена); создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности», что достигается цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т. д.
- Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.
Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:- Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно

Слайд 22Внушение –



психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени

осознанности и критичности.


Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.
Внушение –психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.Суть внушения состоит в

Слайд 23Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно,

сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить.
При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят.
Например: Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.
Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он

Слайд 24Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации,

отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации.
Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.
Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки,

Слайд 25С внушением тесно связано подражание.
Подражание - это повторение и воспроизведение

действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.
Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительно большей сообразительности и находчивости, зачастую связано с самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается подражание.
С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств.

Слайд 26Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные

характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.
Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как

Слайд 27Виды внушения




Внушение подразделяется на непосредственное и опосредованное.

В.Н.Куликов рассматривает следующие виды внушения:

-

преднамеренное и непреднамеренное

положительное и отрицательное

прямое и косвенное

Виды внушенияВнушение подразделяется на непосредственное и опосредованное.В.Н.Куликов рассматривает следующие виды внушения:- преднамеренное и непреднамеренное положительное и отрицательное

Слайд 28Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические

свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.
По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение.
Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление . Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.
Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения

Слайд 29Прямое внушение - достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным

тоном.
Словесная формула при этом имеет вид прямой речи, обращенной к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, которое должно наступить сразу же после высказанных слов.
Фразы должны быть резкими (но не оскорбительными), которые легко запоминаются. Наиболее важные фразы следует повторять несколько раз.
Речь внушающего может сопровождаться средствами, усиливающими эффект воздействия (жесты, мимика, интонация и ритм).
Громкость речи варьируется в зависимости от индивидуальных состояний и важности той или иной фразы в формуле.
Прямое внушение - достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным тоном. Словесная формула при этом имеет

Слайд 30Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения,

которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.
При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда). В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.
Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого. Приведем пример внушения через запрет.
Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в

Слайд 31Опосредованное внушение осуществляется вне личных контактов, через систему средств информации, кино,

радио, телевидение, прессу, наглядные средства. В этом случае эффект внушения зависит от авторитетности источника и жизненной значимости информации, которые могут вызвать доверие и снизить сопротивление внушаемому воздействию. Внушение этого вида довольно эффективно используется в практике. В отличие от прямого, при косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного раздражителя. Словесной формулы может не быть совсем.
Опосредованное внушение осуществляется вне личных контактов, через систему средств информации, кино, радио, телевидение, прессу, наглядные средства. В

Слайд 32Приёмы внушения




Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда,

приказ.

Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.

Приемы скрытого внушения -трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.

Приёмы внушения Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.Приемы косвенного внушения - намек, одобрение,

Слайд 33Приемы прямого внушения

Совет и предложение - эти приемы наиболее эффективны в

том случае, если объект проникся доверием к внушающему.
Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса.
Приемы прямого внушенияСовет и предложение - эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием

Слайд 34Приемы прямого внушения

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение педагога, выраженное в

императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение учащегося.
Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами.
Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что учащийся выполнит распоряжение.
Приемы прямого внушенияВнушающее наставление характеризуется тем, что обращение педагога, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское

Слайд 35Приёмы прямого внушения



Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия,

требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие.
Приёмы прямого внушения Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они

Слайд 36К группе приемов прямого внушения вероятно следует относить и повторение.

Большинство

исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли.
Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление.
К группе приемов прямого внушения вероятно следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул,

Слайд 37Основными приемами косвенного внушения являются




- намек
- внушающее косвенное одобрение
- косвенное осуждение и другие
Основными приемами косвенного внушения являются

Слайд 38Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях

незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию. Применять его целесообразно по отношению к учащимся, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других.

Прием используется для оказания корректирующего влияния на учащихся, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность- полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию.

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки.

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, может задеть личное достоинство объекта.
Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению

Слайд 39Внушающее косвенное одобрение
используется для формирования у учащихся чувства уверенности в

своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче.
Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане.
Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи педагога должна вызывать адекватное эмоциональное состояние ученика. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения.
Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у учащихся чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой

Слайд 40Приемы скрытого внушения


Приемы скрытого внушения частично используются в педагогической деятельности.

Трюизм -

это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с учеником оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них.
Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, учащийся не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность педагогу дать вполне определенное задание учащемуся.
Приемы скрытого внушенияПриемы скрытого внушения частично используются в педагогической деятельности.Трюизм - это очевидная истина, банальность. Однако высказывание

Слайд 41Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора.

Сущностью этого приема

является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора.

Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении педагога и ученика.

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии

Слайд 42В экспериментальных трудах показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными

детьми, когда другие приемы воздействия не помогают или малоэффективны, можно применять так называемую релаксопедию. Это вербальное внушение, использующее релаксацию для усиления степени воздействия.
В экспериментальных трудах показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными детьми, когда другие приемы воздействия не

Слайд 43Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но

преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.
Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащегося. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.
Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий

Слайд 44Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы

учащихся.

Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в

Слайд 45Таким образом, мастерство педагогического воздействия
определяется всей суммой индивидуально-личностных характеристик педагога,

которые в свою очередь обусловлены окружающей социокультурной средой, в которой происходило его формирование как личности и специалиста.
Педагогические методы воздействия на личность учащегося нельзя рассматривать в отрыве от культурного, образовательного и психологического аспектов личности педагога.
Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или гуманистическую направленность обучении и воспитании подрастающего поколения.
Таким образом, мастерство педагогического воздействия определяется всей суммой индивидуально-личностных характеристик педагога, которые в свою очередь обусловлены окружающей

Слайд 46Для презентации использована литература:

1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная

и личностная ценность // Педагогика, 1999. - № 3.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., "Психология словарь справочник"изд. Хэлтон, 1998, Минск.
3. Ершов А.И. (статья), "Проблемы психологического воздействия", Межвузовский сборник трудов, изд. "Иваново", 1979.
4. Зязюн И. А. Основы педагагического мастерства.-Т.: Просвещение, 1989.
5. Морозов А.Л., "Психология влияния", изд. "Питер",Санкт-Петербург, 2000
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. - М.: Владос, 2003.
7. Сидоренко Е. В., "Психология влияния и противостояния",изд. "Дело", Москва, 1995.
8. Юрчук В.В. "Современный словарь по психологии", 2000, Минск,изд. Элайда.




Для презентации использована литература:1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика, 1999.

Слайд 47Для презентации использованы
Интернет-ресурсы:



http://prepodi.ru/praktika-pedagoga/pedagog-master/1195-pokazateli?showall=1

http://www.pedpro.ru/technology/20/414.htm

http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625b2bd68a4c43a88421306d37_0.html

http://lifepsycho.ru/270-psixologicheskoe-obespechenie-texnologii.html


Для презентации использованы Интернет-ресурсы:http://prepodi.ru/praktika-pedagoga/pedagog-master/1195-pokazateli?showall=1http://www.pedpro.ru/technology/20/414.htmhttp://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625b2bd68a4c43a88421306d37_0.htmlhttp://lifepsycho.ru/270-psixologicheskoe-obespechenie-texnologii.html

Слайд 48
Для презентации использованы
Интернет-ресурсы:



http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473507
http://e.tuit.uz/?go=clectures/view/46/lecture/699
http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter1-4.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472891

http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_uchebnik_dlya_vuzov/read_online.html?page=11





Для презентации использованы Интернет-ресурсы:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473507http://e.tuit.uz/?go=clectures/view/46/lecture/699http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter1-4.phphttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472891http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_uchebnik_dlya_vuzov/read_online.html?page=11

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть