Слайд 1ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Выполнили работу ученики 10 кл
Рахимова Азиза Исломовна
Овчинников Олег Андреевич
Научный руководитель
Педагог-психолог
Сидоренко Дарья Анатольевна
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека
с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно- просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, тренера, врача.
Слайд 3ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ:
ВЫЯВИТЬ ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Задачи:
провести
теоретико-методологический анализ изученности коммуникативных и организаторских способностей в психологии.
на основе выбранных методик изучить коммуникативные и организаторские способности подростков, а так же их профессиональные предпочтения.
Слайд 4
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Тема способностей актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком
жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной, особенно, глядя через призму профессионального самоопределения.
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Самыгин Сергей Иванович — доктор социологических наук писал, что когда говорят
о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности.
Татьяна Юрьевна Платонова дает следующую формулировку понятию «способность»:это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Слайд 7Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание
между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и другие виды деятельности.
Слайд 8ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Включают практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность,
инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий.
Слайд 9ВЫБОР ПРОФЕССИИ – КАК САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Профессия – род трудовой деятельности
(занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки.
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Самым важным, трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, подросток внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения.
Слайд 11ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников.
И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ, техникум?
Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания.
Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей.
Слайд 12ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УЧАЩИЕСЯ 9-Х КЛАССОВ, В КОЛИЧЕСТВЕ – 44 ЧЕЛОВЕК;
Слайд 13МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью изучения коммуникативных и организаторских способностей была применена Методика
Коммуникативные Организаторские Способности (МЕТОДИКА «КОС» Б.А. Федоришина и В.В. Синявского.). Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Слайд 14ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НАМИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ
СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:
Таблица 1. Коммуникативные способности
Слайд 15ДИАГРАММА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ 9-КЛАССНИКОВ
Слайд 16По диаграмме 1 можно сделать вывод, что испытуемых, получивших оценку 5
- 9 человек это 20%. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.
Слайд 17ТАБЛИЦА 2. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Слайд 18ДИАГРАММА 2. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ 9-КЛАССНИКОВ
Слайд 19Проанализировав диаграмму 2, мы можем сделать вывод, что большинство учащихся не
склонны к организаторской деятельности.
Испытуемым, получившим оценку 1, 2, коммуникативные и организаторские склонности, присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией.
Слайд 20ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО, ПРЕДЛОЖЕННЫЙ КЛИМОВЫМ)
В зависимости от предмета труда все профессии
подразделяются на пять типов (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-худ. образ, человек-человек).
В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
Слайд 21
ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА НАМИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:
ТАБЛИЦА 3.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Слайд 22Проанализировав диаграмму 3, мы можем сделать вывод, что большинство учащихся 22
человека-50% всех респондентов склонны к выбору профессионального типа человек-человек.
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Слайд 23ТЕСТ ДЖ.ГОЛЛАНДА (ДЖ.ХОЛЛАНДА) НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Типы профессиональной направленности личности
бывают: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный тип.
Слайд 24ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРОСНИКА ДЖ.ГОЛЛАНДА НАМИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ:
ТАБЛИЦА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 9-КЛАССНИКОВ
Слайд 25Проанализировав диаграмму 4, мы можем сделать вывод, что учащиеся 9-х классов
более склонны к следующим типам профессиональной направленности личности:
артистический тип,
социальный тип,
предприимчивый тип.
Слайд 26Выводы
Проведя наше исследование с учащимися 9-х классов мы пришли к выводу,
что большинство учащихся с высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей выбирают профессии, ориентированные на взаимодействие с другими людьми.
Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».