Слайд 1Нет ничего дороже для человека
того, чтобы хорошо мыслить
Л.Н. Толстой
Самигуллина Людмила
Николаевна
Педагог-психолог МБОУ СОШ 22 г.Октябрьский РБ
Психологическое сопровождение одарённых детей
Слайд 2Одарённых детей разделяют на 4 группы
(по Б.М. Теплову):
дети с
высокими показателями интеллекта по специальным тестам
(интеллектуальная одарённость)
дети с высоким уровнем креативных способностей (творческая одарённость)
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
(юные музыканты, художники, танцоры и др.) эту категорию детей чаще называют (талантливыми)
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость)
Слайд 3Цель психологического сопровождения одарённых детей
содействие в выявлении, поддержке и развитии
талантливых детей, сохранении психологического и физического здоровья.
Слайд 4Психологическое сопровождение ведётся поэтапно:
1 этап – диагностический – индивидуальная оценка
интеллектуальных, познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка, достигается с помощью различных методик:
тест матрицы Равена;
тест Векслера;
тест Амтхауэра;
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
тест Кеттелла;
тест Замбацявичене;
тест Торранса
методика «Карта одарённости»;
методика «Выявление творческого мышления» и многое другое
Слайд 5Методика Замбацявичене Э. Ф.
1 субтест направлен на умения анализировать и
дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных.
1. Подошва - 1,9б
2. Верблюд - 2,8б
3. 12 месяцев - 2,7б
4. Февраль - 2,3б
5. Страус - 2,6б
2 субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «Пятого лишнего»
1. Фасоль - 2,6б
2. Мост - 2,3б
3. Песок - 2,7б
Слайд 6Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения
испытуемому необходимо уметь сравнивать и установить логические связи и отношения между понятиями
1. огурец/ овощ георгин/ цветок – 2,0б
2. учитель /ученик врач/больной – 2,4б
3. огород/ морковь сад/яблоня – 2,2б
Четвертый субтест направлен на выполнение умения обобщать
1. Мебель - 3,0б
2. Время суток - 2,8б
3. Животные - 2,2б
4. Месяцы – 2,4б
5. Растения - 2,2б
Слайд 7
Обработка результатов:
Каждый ответ по субтестам оценивается баллами, проставленными справа от задания,
максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов
2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1,2 субтесты – по 26 баллов
3 субтест - 23 балла
4 субтест - 25 баллов
3. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высокий уровень умственного развития)
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития)
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития)
Слайд 8Результаты диагностики словесно-логического мышления по методике Замбацявичене Э.Ф.
во 2 классе
МБОУ СОШ №22
Слайд 92 этап - консультирование учащихся
- с высоким уровнем тревожности, страх не
соответствовать ожиданиям окружающих;
- с заниженной самооценкой, внутренней потребностью совершенства;
- с проблемами в коммуникативном плане, со стремлением к изоляции
3 этап - психоразвивающая работа с одарёнными:
- развитие интеллектуальных способностей ребёнка;
- формирование адекватного самовосприятия;
- помощь ребёнку в адаптации к окружающему миру и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми
Слайд 104 этап - профилактическая работа
направлена на снижение переутомления, тревожности учащихся,
профилактика эмоциональных срывов
- проводятся психологические тренинги личностного роста
- тренинги – обучение методам и приёмам эмоционально-волевой регуляции
- лекции «Как психологически подготовиться к сдаче экзаменов с выпускниками»
5 этап - просветительская работа с учащимися направлена на профессиональную ориентацию одаренных детей
- веду элективный курс по профориентации
«Я в мире профессий»
Слайд 12Правила поведения во время путешествия
Правило активности и ответственности каждого
Правило искренности: нужно
попытаться быть самим собой, говорить то, что ты думаешь и чувствуешь
Не оценивать поведение участников группы
если они сами об этом не попросят
Уважение к говорящему
когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем
Слайд 13
«Шифровальщик»
Используя шифр, найдите слова, спрятанные за этими цифрами
Шифр:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
2780 _______________ 2164 _____________
37281 ______________ 01876 ____________
4756101 ____________ 578747 ___________
0164 _______________ 7467 ______________
21641 ______________ 91341 _____________
4751691 ____________ 726731 ____________
Слайд 14«Шифровальщик»
Используя шифр, найдите слова, спрятанные за этими цифрами
Шифр:
1 2
3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
2780 болт 2164 банк
37281 вобла 01876 талон
4756101 комната 578747 молоко
0164 танк 7467 окно
21641 банка 91341 давка
4751691команда 726731 обнова
Слайд 15«Составь анаграмму»
Переставьте буквы в словах и получите новые слова. Запиши слова,
которые у вас получились.
барон - _____________
корсет - _____________
мазок - ______________
сосна - ______________
стук - _______________
влага - ______________
шкала - ______________
банка - ______________
атлас - _______________
корма - ______________
отвар - ______________
рост - _______________
колба - ______________
мошкара – ___________
Слайд 16«Составь анаграмму»
Переставьте буквы в словах и получите новые слова. Запишите слова,
которые у вас получились
барон - набор
корсет - сектор
мазок - замок
сосна - насос
стук - куст
влага - глава
шкала - шакал
банка - кабан
атлас - салат
корма - комар
отвар - товар
рост - сорт
колба - бокал
мошкара - ромашка
человек
брат
доброта
тётя
мужчина
ребёнок
Слайд 20Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод
В. А. Сухомлинский