Слайд 1Методика преподавания математики (специальная)
Основные вопросы
Слайд 2Вопросы
Классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Особенности усвоения математики младшими
школьниками с нарушениями речи
Методические основы преподавания математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Содержание программы по математике в начальной школе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Специальный подход в обучении математике детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи
Калькулия
Дискалькулия. Профилактика
Слайд 3Классификация нарушений речи
Клинико-педагогическая
Психолого-педагогическая
Нарушения – объекты медицинского, психологического, логопедического воздействия
Объяснение речевых расстройств
Система
коррекции
Объяснение причин
Слайд 4Клинико-педагогическая классификация НР
Слайд 5Нарушения речи
Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового
аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
Слайд 6Нарушения речи
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого
аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Слайд 7Психолого-педагогическая классификация НР
Слайд 20Частные вопросы методики преподавания математики
Пропедевтика обучения математики
Методика изучения первого десятка
Сложение
и вычитание в пределах 20
Нумерация в пределах 100
Методика решения задач
Слайд 21НУМЕРАЦИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Счет предметов в прямом и обратном порядке количественными и порядковыми
числительными;
Слайд 26Сравнение предметов, понимание смысла «больше», «столько же»
Слайд 27Расставь предметы так, чтобы было видно, каких из них больше
Слайд 28Знание геометрических фигур
Назови фигуры
Дай мне квадрат, шар, др.
Слайд 29Формирование понятий о признаке предмета
Большой – маленький, длинный - короткий
Задание должно
носить практический характер.
Все пособия должны быть одинаковыми по всем другим признакам, кроме одного, например, длины.
!
!
Слайд 30Этапы формирования понятия «длинный»
Сравнение однородных предметов, отличающихся только длиной.
Сравнение предметов, отличающихся
двумя признаками (например, длиной и шириной).
Сравнение по длине неоднородных предметов (например, ручки и карандаша).
Сравнение предметов по представлению.
Формирование понятия относительности изучаемого признака.
Длина одного и того же отрезка может быть оценена по разному:
1.
2.
3.
Слайд 31Практическое задание
Предложите фрагмент занятия по формированию одного из понятий:
Высокий – низкий
Широкий
- узкий
Слайд 32II. НУМЕРАЦИЯ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
Знакомство с числами I десятка, цифрами
«Число и
цифра 5»
Повторение образования чисел2,3,4. Игра «Один да один».
Закрепление соотношения числа, количества и цифры.
Определение места числа в числовом ряду.
Образование числа 5.
Образование 4 (способом отсчитывания одного от 5).
Закрепление.
Знакомство с написание цифры.
Слайд 33Последовательность знакомства с написанием цифр:
1) показ рукописного образца цифры, показ и
письмо элементов цифры;
2) показ учителем письма цифры на доске (при этом обращается внимание на направление движения мела);
3) обводка (пальцем, указкой) модели цифры;
4) письмо цифры в воздухе;
5) письмо цифры на доске несколькими учениками;
6) письмо цифр в тетрадях по образцу.
Слайд 34Определение места числа в числовом ряду
Слайд 37Сложение и вычитание в пределах 10
Слайд 38III. НУМЕРАЦИЯ В ПРЕДЕЛАХ 20
Образование чисел второго десятка
Основой в понимании нумерации
чисел второго десятка является выделение десятка и ясное представление, что десяток — это десять единиц и в то же время это новая единица счета, которой можно считать так же, как единицами, добавляя к числам один.
Слайд 442. Сложение в пределах 20
Этапы изучения сложения и вычитания в пределах
20:
Примеры на знание свойств натурального ряда (12+1, 14-1).
Примеры на знание десятичного состава (10+5, 15-5, 15-10).
Сопоставление примеров первого и второго десятков (3-1 и 13-1, 2+1 и 12+1).
Сложение и вычитание без перехода через десяток (разложение на десятки и единицы).
Примеры вида 17+3, 11+9, 20-8.
Сложение и вычитание с переходом через десяток.
Слайд 45Сложение в пределах 20 с переходом через десяток
1. Подготовка к изучению
приемы – повторение состава чисел первого десятка и дополнение числа до 10
2. Изучение приемов 9+2 8+3 7+4 11-2
9+3 8+4 7+5 11-3
9+4 8+5 7+6 ….
… … …. …
Слайд 50Важно! Использовать цвет для записи двузначных чисел!
Слайд 51IV. НУМЕРАЦИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Слайд 53Решение арифметических задач помогает:
раскрыть основной смысл арифметических действий,
конкретизировать их,
связать арифметические действия с определенной жизненной ситуацией,
способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ
Слайд 54ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ
Основные типы задач на арифметические действия
Слайд 55Ошибки при решении задач
1. Привнесение лишнего вопроса и действия.
2. Исключение нужного
вопроса и действия.
3. Несоответствие вопросов действиям: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.
3. Случайный подбор чисел и действий.
4. Ошибки в наименовании величин при выполнении действий:
а) наименования не пишутся;
б) наименования пишутся ошибочно, вне предметного понимания содержания задачи;
в) наименования пишутся лишь при отдельных компонентах.
5. Ошибки в вычислениях.
6.Неверная формулировка ответа задачи.
Слайд 57Этапы работы над арифметической задачей
работа над содержанием задачи;
поиск решения задачи;
решение задачи;
формулировка ответа;
проверка решения задачи;
последующая работа над решенной задачей.
Слайд 58Работа над содержанием задачи
а) разбор непонятных слов или выражений, которые встретятся
в тексте задачи (до первого прочтения задачи);
б) чтение текста задачи учителем и учащимися;
в) запись условия задачи;
г) повторение задачи по вопросам;
д) воспроизведение одним из учащихся полного текста задачи.
Слайд 59Простые задачи на сложение и вычитание
Купила – 5п.
Съели – 3п.
Осталось -
?п.
Пример 1. Мама купила 5 пирожков. С чаем 3 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?
5-3=2 (п.)
Ответ: 2 пирожка осталось.
Слайд 64Особенности обучения решению составных задач
Алгоритм решения составной задачи
Выделить условие и вопрос
задачи.
Выделить главное.
«Разложить» задачу на две и более простых задач.
Слайд 66Вопросы к задаче
Что дано в задаче?
Что требуется найти?
Можем ли сразу ответить
на вопрос задачи?
Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Как узнать, сколько яблок во второй вазе?
Как узнать, сколько яблок всего?
7 – 3 = 4 (яб.) – во II вазе.
7+4 = 11 (яб.) – всего.
Ответ: 11 яблок