Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ МО «ШЭТ»)
Барьеры в
общении: классификация, основные характеристики, способы преодоления
Подготовила:
Рудик Наталья Владимировна,
педагог-психолог
Слайд 2план
Введение.
Причины и факторы возникновения барьеров общения
Основные виды барьеров в общении
Основные
характеристики барьеров в общении
Как понять, что в общении появился барьер
Способы преодоления барьеров в общении
Заключение
Список литературы
Слайд 3Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или
способствующие им.
Слайд 4Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника.
Слайд 5Причины и факторы возникновения барьеров общения
различия в темпераментах, характерах, манерах общения
и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.
Слайд 6Манера общения, формируемая на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности,
также может создать барьер в общении людей, имеющих различия в этой манере.
Слайд 7Основными субъектами общения, с психологической точки зрения, являются: доминантный, недоминантный, мобильный,
ригидный, экстравертный и интровертный субъекты общения.
Слайд 8Доминантный субъект общения стремится обратиться к какому-либо человеку, не заботясь при
этом об уместности или целесообразности общения.
Слайд 9Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуверенно, боится лишний раз взять
на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения.
Слайд 10Мобильный субъект общения легко вступает в общение, переключает внимание, быстро рисует
в своем сознании образ партнера по общению (часто слишком поверхностно).
Слайд 11Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникативную деятельность. Ему требуется
изучить партнера, понять его намерения в общении. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит
Слайд 12Экстравертный субъект общения открыто, расположен к взаимодействию. Общение является его стихией.
Независимо от своего душевного состояния, он всегда направлен на партнерство.
Слайд 13Интровертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он
сосредоточен на диалоге с самим собой (аутообщении). Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем.
Слайд 14Учет приведенных характеристик субъектов общения дает возможность каждому человеку сформировать у
себя навыки понимания особенностей личности другого человека, признания ее достоинств.
Слайд 15Основные виды барьеров в общении
Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные
с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Они бывают:
Слайд 16Семантический барьер.
Он встает на нашем пути тогда, когда вы и
ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи.
Слайд 17Логический барьер.
Возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например:
у одного - абстрактно¬логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего - наглядно¬действенное.
Слайд 18Стилистический барьер.
Возникает тогда, когда форма коммуникации и ее содержание не соответствуют
друг другу.
Слайд 19Фонетический барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими
и физиологическими особенностями речи.
Слайд 20Модальностный барьер.
Возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале
восприятии информации
Слайд 21 Барьеры взаимодействия.
Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во
время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению.
Слайд 22Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы
вступления в контакт.
Слайд 23Барьер некомпетентности. Часто встречается в совместной работе.
Слайд 24Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению.
Слайд 25Барьеры понимания и восприятия.
Это барьеры, связанные с восприятием и познанием
друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.
Слайд 26Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник.
Слайд 27Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус
партнеров.
Слайд 28Барьер отрицательных эмоций - один из наиболее часто встречающихся в практике
общения.
Слайд 29Барьер установки.
Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем
которой вы являетесь, или лично к вам.
Слайд 30Барьер “двойника”. Он заключается в том, что мы невольно думаем о
нашем собеседнике как о самой себе
Слайд 31Грубость и невежественность Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно
воспитаны.
Слайд 32Барьер психологической защиты. Выстраиваемая психологическая защита — один из серьезных барьеров
общения.
Слайд 33Избирательное слушание.
Если мы слышим только то, что мы хотим услышать,
то наша реальность не будет нарушена.
Слайд 34К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без
барьеров общаться лишь с приятными людьми. На самом деле, барьеры общения – это препятствие только до того момента, пока мы не задумались, как их преодолеть.