Слайд 1 «Над просторами Кубани, в синем южном небе, над равнинами Таврии
всегда ровно и спокойно, словно большое человеческое сердце, стучит мотор самолёта Александра Покрышкина. Проходят в небе циклоны. Молнии рвут в клочья нежную лазурь, мечутся удушливые суховейные ветры, падают густые дожди и бушуют вьюги. Но чтобы ни творилось в небе, Покрышкину там вольготнее, чем на земле. В воздушном океане он прокладывает все новые и новые пути, помня об исстрадавшейся земле – вынашивая в сердце своём неослабное, святое чувство ненависти и мести немецким извергам» (Натан Рыбак, газета «Правда», 20 августа 1944 года)
Слайд 2Александр Иванович
Покрышкин
Выдающийся лётчик 20 века – единственный, кто в
годы ВЕЛИКОЙ Отечественной войны трижды удостоен звания Героя Советского Союза.
Александр Иванович, родился 6 марта 1913 года в г. Новониколаевске (Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. В советской армии с 1932 года. Окончил Пермскую школу авиационных техников в 1933 г, Качинскую военную авиационную школу летчиков в 1939 г.
Слайд 3Учащийся
школы ФЗУ
Александр Иванович, когда ещё учился в лётной школе, решил, что
будет истребителем. Но действительность немного разочаровала его. Пришлось заниматься многим. Во – первых, его заставили заниматься разведкой. Тогда он думал, что это самое скучное занятие в работе летчика. Немного позже он пришёл к иному выводу. Он понял, что мастерство истребителя без опыта разведчика было бы не так отточено и верно. Покрышкин в одиночку уходил в небо выслеживать врага. Он прокладывал неведомые ещё трассы, ходил над территорией, занятой врагом, на бреющем полёте. Он прилагал все усилия, чтобы выполнить задания командования, и доставлял много ценных сведений.
Слайд 4Первый бой
23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила
пятёрку МЕ – 109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из «Мессеров». Завороженный видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушел на бреющем и посадил повреждённую машину на свой аэродром.
3 июля 1941 г. летчик был сбит над Прутом огнем зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ – 3, проведя десяток штурмовок на И – 16. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завел тетрадь, озаглавив её «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки побеждать.
Слайд 6Танковые дивизии генерала фон Клейста ворвались в Ростов 21 ноября 1941
г, но надолго задержаться в этом городе немцам суждено не было. Благодаря важным разведанным данным, которые сумел добыть Александр Покрышкин в сложнейшем полете в условиях ограниченной видимости, советское командование своевременно узнало о расположении немецких частей и направлении их главного удара. Значимость совершенного им была слишком очевидна, и Покрышкин получил за свой поиск первую награду – орден Ленина.
Показал себя новатором и организатором в развитии тактики воздушного боя: разработал и осуществил многие тактические приёмы, с успехом применяемые в других авиационных частях. Особо отличился в битве за Кавказ.
Слайд 10Битва за Кавказ
« Это было жаркое лето. Очень жаркое. Днем
и ночью воздух был раскалён, и не только солнце, а и беспрерывный огонь сотен батарей, согревал и без того горячий воздух. (А.И. Покрышкин «Жизнь отданная небу», Новосибирск 1991 г)
После тяжелых сражений 1941 г 55 – й ИАП был отведен в тыл на переформирование и вскоре переименован в 16 – й Гвардейский
Слайд 1116 – й Гвардейский истребительный авиаполк.
Слайд 13
Первый боевой вылет после длительного перерыва летчики эскадрильи капитана
Покрышкина совершили 14 апреля и добились успеха – сбили 2 самолёта. Первые успехи вселили уверенность в правильности новых тактических приёмов, разработанных Александром Ивановичем.
«Враг ожесточенно напирал, а там, где его гнали, упорно отбивался. Воздух кишел его самолетами. Враг изо всех сил старался забрать инициативу в воздухе в свои руки. В эти дни Покрышкин зорко следил за тактикой и маневрами врага. В том бою он лично сбил два самолета противника, а ведомые им истребители сбили еще три. Так закончился бой» (Натан Рыбак, газета «Правда», 20 августа 1944 года)
Слайд 14Кубань. Воздушное сражение
По официальным данным, Покрышкин сбил в
небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше: около 30.
К маю 1943г. Покрышкин, имел на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани. 24 мая 1943г. за успешное выполнение заданий, 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника (официально к апрелю 1943 г), командиру эскадрильи 16 – го Гвардейского истребительного авиаполка капитану А.И.Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Командующий ВВС Северо – Кавказского фронта по праву назвал его «самым искусным мастером воздушного боя».
«За 5 месяцев напряженных боев над Кубанью и Таманью, наша часть уничтожила 200 немецких бомбардировщиков и истребителей. Мой счет вырос до 30 лично сбитых самолетов врага.
Слайд 15Золотая звезда Героя- август 1943 года
Слайд 16«Кубань. Степи Кубани в летние дни 1943г. Как глубоко запечатлены они
в памяти и сердце аса! Как хорошо помнит он беспокойные ветры в низовьях реки! Рвут ветры в клочья массивы свинцовых туч. Играют высокой, в рост человеческий, травой. Поют под крыльями самолета бесконечную и красивую песню. На траве, в тени крыла своего самолета, лежит и отдыхает Александр Иванович, наслаждаясь ветром и тишиной. Бронзовый парус заката поднимается над степью. Где – то совсем близко по – голубиному воркует в плавнях Кубань. А Покрышкин думает о многом в короткий час отдыха, и мысли его, спокойные и просторные, объединяют дальнее и близкое.
Слайд 20Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин
Он стал первым в стране
трижды Героем Советского Союза. Эта весть застала его на полевом аэродроме.
В январе 1945г не имея нормальных аэродромов для базирования дивизии, Покрышкин решил использовать часть автострады Бреслоу – Берлин. Со своим ведомым Г. Голубевым, он первым осуществил посадку на полосу шоссе, ширина которого была на 3 метра уже размаха крыльев «Аэрокобры». Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.
Продолжая летать во главе групп летчиков своей дивизии, Покрышкин последние боевые вылеты совершил уже над Берлином. К концу войны он совершил более 650 боевых вылетов и участвуя в 156 воздушных боях официально сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в составе группы. В военно –исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных им побед – 72, 90, более 100.
Летом 1945г он поступил в военную академию имени М.В.Фрунзе.
Слайд 21Академию ас окончил в 1948г с золотой медалью. После окончания академии
Покрышкин был назначен заместителем командира корпуса в Ржеве.
Лишь в 1953г. Покрышкин получил Генеральское звание и через год был назначен в Ростов –на-Дону заместителем командующего Воздушной армией. До 1963г, Александр Иванович летал практически на всех типах советских истребителей.
В августе 1968г он был назначен заместителем Главкома ПВО. Он был «Заслуженным военным летчиком Франции».
В декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации.
Слайд 22Он умер 13 ноября 1985 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Покрышкина
названы улицы во многих городах России.
Слайд 23Александр Покрышкин – наш замечательный сокол!