Слайд 1
ГБОУ СОШ №47 г. Севастополя
Профилактика насилия над
ребенком и соблюдение его прав в семье.
Подготовила социальный педагог, учитель индивидуального обучения
Сулейманова Л.Д.
2017 год
Слайд 2ГБОУ СОШ №47
Сведения на 01.09.2017 год
всего учащихся – 734
детей из многодетных
семей– 170 (семей 77)
малообеспеченные – 8 семей (14 детей)
дети-сироты-8;
опекаемых детей – 21
дети с инвалидностью -7
учащихся «группы риска» – 16
неблагополучные семьи - 2
состоят на учёте в ПДН – 1 учащийся
состоят на учете в криминальной полиции -1
состоят на ВШУ – 3
Семьи, состоящие в категории «СОП» - 1
Дети, обратившиеся по поводу жестокого обращения -0
2017-2018
учебный
год
Слайд 3- если ребенок видит враждебность, он учится драться;
- если ребенок
окружен критицизмом, он учится обвинять;
- если над ребенком насмехаются, он становится робким;
- если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым…
Слайд 4 Жестокое обращение с ребенком – это все формы
физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.
Слайд 5 Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное
явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Слайд 6 Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах:
от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.
Слайд 7 В настоящее время в вопросах, связанных с оценкой
социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, употребляются следующие термины:
- пренебрежение, плохое обращение;
- жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;
- сексуальное злоупотребление.
Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.
Слайд 9 Физически жестокое обращение определяется
как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.
Слайд 10 Сексуальное злоупотребление понимается как
использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.
Слайд 11 К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми,
по мнению ряда исследователей, относятся:
- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;
- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.
Слайд 12
Рост «социального сиротства»
сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.
Основная причина, по которой дети чаще взрослых становятся жертвами насилия, заключается в их биологической, социальной и психологической незрелости, ограниченности жизненного опыта, что обусловливает их зависимость от взрослых.
Слайд 13В российском законодательстве, как и в других странах, для защиты прав
и законных интересов детей используются два основных механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой.
Слайд 14 Нормы семейного права применяются в тех случаях, когда
в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления. Семейный кодекс России позволяет лишить родителей родительских прав (ст. 69), ограничить их в этих правах (ст. 73), а также отобрать ребенка у родителей при наличии непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77).