Слайд 1«ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА И АУТОАГРЕССИИ
У ПОДРОСТКОВ»
Подготовила
Педагог-психолог
МБОУ Ёлкинской СОШ
Зыбина М.А.
Слайд 2Суицид –
умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)
Слайд 3
Суицид
Является одной
из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день.
Суицид считается “убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет.
“Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.
Слайд 4
По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были
суицидами, замаскированными под несчастные случаи.
И если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.
Слайд 5ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Уход в себя.
Капризность, привередливость.
Депрессия.
Агрессивность.
Нарушение аппетита.
Раздача подарков (личных вещей) окружающим.
Перемены
в поведении.
Открытая угроза.
Активная предварительная подготовка (интерес вопросами смерти, сбор информации)
Слайд 6ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ
Тоскливое выражение лица
Тихий монотонный голос
Ускоренная речь
Двигательная заторможенность либо
возбуждение
Брюзжание, неприязненное отношение к окружающим
Склоность к нытью, капризность, слезливость
Слайд 7СЛОВЕСНЫЕ КЛЮЧИ
Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть!», «Ты
меня больше не увидишь!»)
Шутки, иронические высказывания о желании умереть
Уверение в беспомощьности и зависимости от других («Если он меня разлюбит, я умру»)
Прощания
Самообвинения («Я – ничтожество!»)
Сообщение о конкретном плане суицида
Слайд 8МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ
МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве,
редко совершают его».
ФАКТ: 90% суицидентов перед совершением самоубийства приводят важные словесные доказательства своих намерений;
МИФ: «Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание».
ФАКТ: Человек, говорящий о суициде, испытывает психическую боль и хочет поставить в известность о ней значимых для него людей.
МИФ: «Покушающиеся на самоубийство желают умереть».
ФАКТ: Подавляющее большинство суицидентов хотят не смерти, а избавления от психической боли.
МИФ: «Ничего бы не могло остановить того, кто уже принял решение покончить с собой».
ФАКТ: Большинство людей, обдумывающих возможность самоубийства, хотят, чтобы их страдания закончились, и стремятся найти альтернативу или пути облегчения боли.
МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидную попытку, то подобное больше не повторится».
ФАКТ: Очень многие повторяют эти действия вновь; около 80% покончивших с собой имели до этого неудачные попытки.
МИФ: «Риск самоубийства исчезает, когда кризисная ситуация проходит».
ФАКТ: Под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил после минования острого кризиса лишь помогает выполнить задуманное.
МИФ: «Разговоры о самоубийстве могут способствовать его совершению».
ФАКТ: Обсуждение суицидальных настроений собеседника в действительности демонстрирует ему, что кто-то готов понять и разделить его боль. Разговор может стать – и часто становится – первым шагом в предупреждении суицидов.
Слайд 9Основные суицидальные мотивы:
Проблемы в семье;
Болезнь, смерть близких;
Несчастная любовь;
Половая несостоятельность;
Психические заболевания;
Уродства;
Стремление
повлиять на кого-либо;
Стремление вызвать чувство вины у кого-либо
Слайд 10
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ БЕДЫ
«Самоубийца, в конечном счете, не боится смерти
– он боится жизни …»
В. Франкл
Главная наша задача состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его!
Слайд 11Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для
проведения программы предотвращения самоубийств.
Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает окончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Слайд 13Уровни профилактики суицида в образовательной среде
Слайд 14Первый уровень – общая профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в школе
Мероприятия
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Организация внеклассной воспитательной работы.
Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Слайд 15Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального
риска; сопровождение
детей, подростков и их
семей группы риска с целью предупреждения
самоубийств
Мероприятия
Диагностика суицидального поведения
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Слайд 16Второй уровень – первичная профилактика
Цель - Повышение осведомленности
персонала и учащихся
о признаках
возможного суицида, факторах риска и
путях действия в этой ситуации
Мероприятия
Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Слайд 17Третий уровень – вторичная
профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия
Оценка риска самоубийства
Оповещение
соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.
Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Слайд 18Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности
дальнейших случаев
Мероприятия
Оповещение, возможность
проконсультироваться с
психологом, внимание к
эмоциональному климату в
школе и его изменению
Слайд 19Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - социальная и психологическая реабилитация суицидентов
Мероприятия
Глубинная
психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
Слайд 20Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные
записки.
Мы строим планы на будущее, у них…
у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими
эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать.
(Неизвестный автор)
Слайд 21СОВЕТЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
Будьте открыты детям, не стесняйтесь демонстрировать
им свою любовь.
Воспринимайте каждую просьбу ребенка о помощи, даже если она вам кажется незначительной.
Научите ребенка выплескивать свои отрицательные эмоции, решать проблемы конструктивным способом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, предъявляйте ему адекватные требования.
Ребенок должен видеть, что взрослым тоже бывает трудно, больно, страшно и конструктивные способы преодоления трудностей.
Избегайте физического и психологического насилия над ребенком.
Стройте ваши отношения с ребенком так, чтобы он мог спокойно обращаться к вам за помощью и знать, что его поймут, примут и не осудят.
Помогайте детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
Научите ребенка осмысленному использованию Интернет.
Помогите ребенку грамотно организовать свой досуг, который бы реализовал его способности.
Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.