Слайд 1Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционно - развивающей работы
с
детьми с ОНР
Из опыта работы учителя-логопеда
Козловой Ирины Евгеньевны
МБДОУ № 36 «Сказочка»
г. Димитровград Ульяновской области 2015г.
Слайд 2"Учите ребёнка каким – нибудь
неизвестным ему пяти
словам – он
будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Слайд 3
Методика наглядного моделирования появилась в результате психологических исследований ученых и педагогов
А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Л.А.Венгер и получила свое отражение в авторских программах для детских дошкольных учреждений:
«Развитие» (Л.А.Венгер);
«Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова, В.Т.Иванова)
«Радуга» (Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон)
Слайд 4Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ТНР состоит
в том, что:
во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию; использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать , анализировать и синтезировать полученные знания.
Слайд 5 Цель коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда – создание условий
для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению.
Слайд 6Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой,
красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе. Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Слайд 7Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В.К. называет эту методику
сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т.А. –предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Слайд 8Виды заместителей
В основе метода наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели),
в роли которого могут выступать:
предметные картинки;
силуэтные и стилизованные изображения;
пиктограммы ;
геометрические фигуры ;
символы;
планы и условные обозначения;
сенсорно-графические схемы при
составлении предложений и связных
текстов.
Слайд 9Применение наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР у дошкольников
Использование
моделей эффективно по всем разделам работы:
1. При коррекции звукопроизношения и развитии фонематического восприятия;
2. При формировании навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
3. При формировании лексико-грамматических категорий;
4. При формировании связной речи;
5. При профилактике дисграфии и дислексии.
Слайд 101. Коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия
Подготовительный этап постановки звука (артикуляционная
гимнастика);
Постановка звука;
Автоматизация звука;
Дифференциация смешиваемых в речи звуков.
Слайд 11Артикуляционная гимнастика
Каждому упражнению артикуляционной гимнастики даётся образное название
и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.
Слайд 12На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания,
уточнения и дифференциации звуков
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т.д.
Слайд 13
В схемах артикуляции звуков отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной
струи, голос.
Схема артикуляции звука [Ш]
Схема артикуляции звука [З]
Слайд 14Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки с изображёнными на
них картинками-символами, звуковые дорожки с использованием песочной терапии.
Слайд 15
При автоматизации звука в слогах применяются зрительные символы согласных и гласных
звуков, предложенные известными педагогами: Т.А. Ткаченко, В.М. Акименко и З. Е. Агранович.
Слайд 16Мнемодорожки для автоматизации звука в
чистоговорках
Слайд 17Мнемотаблица для автоматизации звука [Ш] в чистоговорках
Слайд 182. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о
структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст)
Весёлые ребята – Звуковички.
Слайд 20Мнемотаблица для
составления рассказа
из предложений с
автоматизируемым звуком [З].
1. У
зайки новый дом.
2. Вокруг дома забор.
3. За забором берёза.
4. За березой огород.
5. На огороде арбузы и
кукуруза.
6. Зайка любит арбузы
и кукурузу.
Слайд 213. Формирование лексико-грамматических категорий
Навыки словообразования и словоизменения (родственные слова, существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные и относительные прилагательные и др.)
Употребление простых и сложных предлогов.
Слайд 224. Формирование связной речи
Заучивание стихотворений, загадок с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц
Составление
предложений на заданную тему по символам и пиктограммам (используется методика Т.Ю.Бардышевой и Л.В.Лопатиной)
Составление повествовательных рассказов с использованием сенсорно-графических схем (по методике В.К.Воробьевой)
Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану
Составление сравнительных рассказов с использованием кругов Эйлера.
Слайд 23Заучивание стихотворений, загадок с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц
Слайд 24
Составление предложений на заданную тему по символам и пиктограммам (используется методика
Т.Ю.Бардышевой и Л.В.Лопатиной)
Слайд 26Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин с использованием сенсорно-графических схем
(по методике В.К.Воробьевой)
Слайд 27Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану
Слайд 28Составление сравнительных рассказов с использованием кругов Эйлера.
Слайд 29Вывод:
Рекомендуемый специалистами метод наглядного моделирования представляет собою современный, творческий метод развития
и совершенствования разнообразных способностей детей, в том числе и речевых, дошкольного и младшего школьного возраста.
В процессах познания детьми окружающего мира, ознакомления с художественным словом, овладения способами собственного литературного творчества и освоения учебной деятельности в целом, методу наглядного моделирования по праву может принадлежать одно из ведущих мест.