Презентация, доклад Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с ОНР

Содержание

"Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.

Слайд 1Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционно - развивающей работы с

детьми с ОНР

Из опыта работы учителя-логопеда
Козловой Ирины Евгеньевны
МБДОУ № 36 «Сказочка»

г. Димитровград Ульяновской области 2015г.

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционно - развивающей работы  с детьми с ОНРИз опыта работы

Слайд 2"Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский

Слайд 3
Методика наглядного моделирования появилась в результате психологических исследований ученых и педагогов

А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Л.А.Венгер и получила свое отражение в авторских программах для детских дошкольных учреждений:
«Развитие» (Л.А.Венгер);
«Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова, В.Т.Иванова)
«Радуга» (Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон)

Методика наглядного моделирования появилась в результате психологических исследований ученых и педагогов А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Л.А.Венгер и получила свое

Слайд 4Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ТНР состоит

в том, что:

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию; использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать , анализировать и синтезировать полученные знания.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ТНР состоит в том, что: во-первых, ребёнок-дошкольник очень

Слайд 5 Цель коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда – создание условий

для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению.

Цель коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда – создание условий для саморазвития и успешной социальной адаптации

Слайд 6Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой,

красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка, залогом его успешного обучения в школе. Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием

Слайд 7Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В.К. называет эту методику

сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т.А. –предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. –предметно-схематическими моделями,

Слайд 8Виды заместителей
В основе метода наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели),

в роли которого могут выступать:
предметные картинки;
силуэтные и стилизованные изображения;
пиктограммы ;
геометрические фигуры ;
символы;
планы и условные обозначения;
сенсорно-графические схемы при
составлении предложений и связных
текстов.


Виды заместителей В основе метода наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать:предметные картинки;

Слайд 9Применение наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР у дошкольников
Использование

моделей эффективно по всем разделам работы:
1. При коррекции звукопроизношения и развитии фонематического восприятия;
2. При формировании навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
3. При формировании лексико-грамматических категорий;
4. При формировании связной речи;
5. При профилактике дисграфии и дислексии.


Применение наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР у дошкольниковИспользование моделей эффективно по всем разделам работы:1.

Слайд 101. Коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия
Подготовительный этап постановки звука (артикуляционная

гимнастика);
Постановка звука;
Автоматизация звука;
Дифференциация смешиваемых в речи звуков.

1. Коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия Подготовительный этап постановки звука (артикуляционная гимнастика);Постановка звука;Автоматизация звука;Дифференциация смешиваемых в

Слайд 11Артикуляционная гимнастика
Каждому упражнению артикуляционной гимнастики даётся образное название

и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.
Артикуляционная гимнастика   Каждому упражнению артикуляционной гимнастики даётся образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет

Слайд 12На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания,

уточнения и дифференциации звуков Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т.д.
На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации звуков

Слайд 13 В схемах артикуляции звуков отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной

струи, голос.

Схема артикуляции звука [Ш]

Схема артикуляции звука [З]

В схемах артикуляции звуков отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи, голос.  Схема артикуляции

Слайд 14Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки с изображёнными на

них картинками-символами, звуковые дорожки с использованием песочной терапии.
Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки с изображёнными на них картинками-символами, звуковые дорожки с использованием

Слайд 15 При автоматизации звука в слогах применяются зрительные символы согласных и гласных

звуков, предложенные известными педагогами: Т.А. Ткаченко, В.М. Акименко и З. Е. Агранович.
При автоматизации звука в слогах применяются зрительные символы согласных и гласных звуков, предложенные известными педагогами: Т.А.

Слайд 16Мнемодорожки для автоматизации звука в

чистоговорках
Мнемодорожки для автоматизации звука в

Слайд 17Мнемотаблица для автоматизации звука [Ш] в чистоговорках

Мнемотаблица для автоматизации звука [Ш] в чистоговорках

Слайд 182. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о

структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст)

Весёлые ребята – Звуковички.






2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст)Весёлые ребята

Слайд 19Игра «Бусы и слоги»

Игра «Бусы и слоги»

Слайд 20Мнемотаблица для
составления рассказа
из предложений с
автоматизируемым звуком [З].

1. У

зайки новый дом.

2. Вокруг дома забор.

3. За забором берёза.

4. За березой огород.

5. На огороде арбузы и
кукуруза.

6. Зайка любит арбузы
и кукурузу.

Мнемотаблица для составления рассказа из предложений с автоматизируемым звуком [З].1. У зайки новый дом.2. Вокруг дома забор.3.

Слайд 213. Формирование лексико-грамматических категорий
Навыки словообразования и словоизменения (родственные слова, существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные и относительные прилагательные и др.)
Употребление простых и сложных предлогов.
3. Формирование лексико-грамматических категорийНавыки словообразования и словоизменения (родственные слова, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные и относительные прилагательные

Слайд 224. Формирование связной речи
Заучивание стихотворений, загадок с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц
Составление

предложений на заданную тему по символам и пиктограммам (используется методика Т.Ю.Бардышевой и Л.В.Лопатиной)
Составление повествовательных рассказов с использованием сенсорно-графических схем (по методике В.К.Воробьевой)
Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану
Составление сравнительных рассказов с использованием кругов Эйлера.
4. Формирование связной речиЗаучивание стихотворений, загадок с помощью мнемодорожек и мнемотаблицСоставление предложений на заданную тему по символам

Слайд 23Заучивание стихотворений, загадок с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц

Заучивание стихотворений, загадок с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц

Слайд 24

Составление предложений на заданную тему по символам и пиктограммам (используется методика

Т.Ю.Бардышевой и Л.В.Лопатиной)
Составление предложений на заданную тему по символам и пиктограммам (используется методика Т.Ю.Бардышевой и Л.В.Лопатиной)

Слайд 26Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин с использованием сенсорно-графических схем

(по методике В.К.Воробьевой)
Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин с использованием сенсорно-графических схем  (по методике В.К.Воробьевой)

Слайд 27Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану

Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану

Слайд 28Составление сравнительных рассказов с использованием кругов Эйлера.

Составление сравнительных рассказов с использованием кругов Эйлера.

Слайд 29Вывод:
Рекомендуемый специалистами метод наглядного моделирования представляет собою современный, творческий метод развития

и совершенствования разнообразных способностей детей, в том числе и речевых, дошкольного и младшего школьного возраста.
В процессах познания детьми окружающего мира, ознакомления с художественным словом, овладения способами собственного литературного творчества и освоения учебной деятельности в целом, методу наглядного моделирования по праву может принадлежать одно из ведущих мест.
Вывод:Рекомендуемый специалистами метод наглядного моделирования представляет собою современный, творческий метод развития и совершенствования разнообразных способностей детей, в

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть