Слайд 1Речевое развитие дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями
Выполнили: Бойко О.О.
Семейкина А.В.
Слайд 2
Речь-это ведущее средство общения, которое сопровождает все виды деятельности
ребенка.
На сегодняшний день процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высок. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждение, является развитие речи с учетом всех возрастных особенностей и возможностей.
Слайд 3Цель:
Познакомить с речевым развитием дошкольников на каждом возрастном этапе
Познакомить с
методами, которые помогают предотвратить неправильное звукопроизношение
Слайд 4Ранний возраст
Учить произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий
с ними, их качества),
Пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти …)
Правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить…), слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка…)
Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).
Учить составлять предложения из 3 и более слов
Расширять пассивный запас слов:
- обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка),
- некоторых животных и растений, их части и свойства,
Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке, здесь кубики, а там колечки),
Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.
Слайд 8Речевые игры
«Позови Петрушку»
«Солнце или дождик»
«Угадай, что делать?»
«Животные и их детеныши»
«Отгадай игрушку»
«Сорока»
«Ласковые
имена»
Слайд 9Младший возраст
Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить
четкое произношение гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф’], [в], [в’], [б], [б’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]
Воспитывать правильный, умеренный темп речи.
Отвечать на вопросы Кто это? Что это? Какой? Что делает? Что с ним можно делать?
Предлоги в, на, за, под, около.
Словообразование слов (сахар-сахарница)
Пересказ знакомой сказки, короткого рассказа;
Рассказы об игрушках.
Слайд 11Дыхательная гимнастика
Упражнение «ПУЗЫРИКИ»
Пусть малыш сделает глубокий вдох через
нос, надует «щёчки –пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение «НАСОС»
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение «ГОВОРИЛКА»
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Слайд 13Речевые игры
«Как рычат мишки?»
«Хлопки»
«Поручение»
«Покажи и назови»
«Илюшины игрушки»
«Что
делает?»
«Оденем куклу»
«Большой-маленький»
«Четвертый лишний»
«Для чего нужны?»
«Внимательные ушки»
«Кто в домике живет?»
Слайд 14Средний возраст
Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить
четкое произношение (с, с’, з, з’, ш, ч, щ, л, р, р’)
Знать обобщающие понятия ( одежда, мебель, овощи, посуда)
Отвечать на вопросы «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?».
Предлоги в, под, между, около.
Словообразование детенышей животных, употреблять эти названия в единственном и множественном числе родительного падежа (утенок – утята – не стало утят), образование разных форм глаголов.
Пересказ как знакомых, так и незнакомых небольших сказок и рассказов;
Рассказы по картине, из личного опыта;
Сравнивают, сопоставляют предметы и игрушки;
Слайд 16Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Качели»
Ребенку, находящемуся в положении
лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Слайд 18Речевые игры
«Давайте отгадаем»
«Один и два»
«Чего не хва-тает?»
«Что перепутал
художник?»
«Когда это бывает?»
«Назови ласково»
«Где звенит?»
«Чудесный мешочек»
«Эхо»
«Разноцветные флажки»
«Телеграф»
«Обезьянка»
«Живые звуки»
«Волшебные часы»
Слайд 19Старший возраст
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
Закрепить понятия
звук, гласный звук, согласный звук.
Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж.
Словообразование с уменьшительными, ласкательными, увеличительными.
Составление сложных предложений.
Составлять рассказ по картине.
Слайд 21Дыхательная гимнастика
«Подыши одной ноздрёй»
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка». 3-4. То же другими ноздрями.
«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)..
И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.Повторить 6-10 раз.
Слайд 23Речевые игры
«Живые буквы»
«Подними сигнал»
«Слушай и считай»
«Кто скорее?»
«Кто за деревом?»
«Разноцветные
кружки»
«Назови гласные»
«Раздели и забери»
«Когда это бывает?»
«Бабочка и цветок»
«У кого больше?
Слайд 24Подготовительная группа
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.
Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
Работать над уточнением понимания слов. Что может быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?
Формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение)..
Слайд 26Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
ИП: сидя, одна рука лежит на животе,
другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громкопроизносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд
Дыхательная гимнастика «Насос»
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох,выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Слайд 28Речевые игры
«Поймай и раздели»
«Подскажи словечко»
«Помоги Незнайке»
«Веселый повар»
«У кормушки»
«Кто спрятался
в джунглях?»
«Подбери слова»
«Птицеферма»
«Машинист»
«Играем в театр»
«На прививку»
«На уроке»