Слайд 1Интеллектуальная готовность ребенка к школе
КГБУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос».
Отделение реабилитации для детей
и подростков с ограниченными возможностями
Агеева О.А., учитель-дефектолог
Слайд 2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном
кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также умение выделить учебную задачу.
Слайд 3
Готовый к школе ребёнок должен уметь
видеть учебную задачу, принимать её. Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Слайд 4 В сенсорном развитии дети должны
овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
Слайд 5 В дошкольный период у ребенка
должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Слайд 6Ребенок должен знать:
Свое Ф. И. О.;
Сколько ему лет. Когда у него
день рождения;
Где он живет (Адрес);
Как зовут родителей; Кем работают родители.
Основные цвета;
Дни недели; Месяцы; Времена года;
Понятия «право - лево»;
Основные профессии; Виды транспорта;
Домашних и основные виды диких животных; Детенышей животных;
Знать зимующих и перелетных птиц;
Уметь ориентироваться на бумаге;
Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Слайд 7Что должен знать ребенок по математике
Прямой и обратный счет: от 0-10
и от 10 – 0;
Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;
Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
Уметь соотносить цифру и число предметов;
Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево).
Слайд 8Память, мышление, внимание и речь
Пересказывать простое услышанное произведение;
Рассказывать по картинке (не
отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
Знать стихотворения;
Сочинять сказки;
Отвечать на поставленные вопросы;
Делать какое-либо задание по образцу;
Уметь описывать картинку по памяти;
Запоминать до 10 увиденных картинок;
Заканчивать предложения;
Находить лишнюю картинку или слово;
Уметь отгадывать загадки;
Группировать предметы по признаку.
Слайд 9Что ребенок должен знать по чтению
Буквы;
Уметь соотносить звук с буквой;
Вычленять звуки
из слова;
Подбирать слова на заданный звук или букву;
Читать слова и простые предложения (по слогам);
Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Слайд 10Навыки письма
Обводить картинки по контуру
Обводить печатные буквы по контору
Правильно держать ручку
в руке
Копировать геометрическую фигуру по клеточкам
Слайд 11Задание.
Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу.
"Я назову один
предмет, а ты много. Например, "игрушка“-"игрушки".
Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.
Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.
Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа "Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".
Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: "Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?"
Слайд 12Задание.
Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4
картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Задание.
"Составить предложение из трех слов".
Берутся три слова: обезьяна, самолет, суп. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).
Слайд 13Задание.
Операция "Анализ"
Попросите ребенка выделить части из целого;
дерево: ствол, ветки, листья,
корни.
Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. Мысленное разъединение целого на части труднее всего.
Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.
Задание.
«Нахождение возможных причин»
Сформулировать какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.
Слайд 14Задание.
а) "Сходство и различие"
Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар
слов:
Книга - тетрадь День - ночь
Лошадь – корова Дерево - куст
Телефон - радио Помидор - огурец
Самолет - ракета Стол – стул
б) "Поиск противоположного объекта"
Найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное", по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.
в) "Поиск аналогов".
Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)
Слайд 15Задание.
Предложите ребенку назвать одним словом:
- стол, стул, шкаф - это...
- собака, кошка, корова - это...
- чашка,
блюдце, тарелка - это...
- василек, ромашка, тюльпан - это...
Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме. (- Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.)
" Определения "
Ребенку предлагается отвечать на вопрос "Что такое?" по поводу предметов. Что такое стул?
- Это на четырех ножках.
- Значит, наша кошка - это стул?
- Нет, стул деревянный.
- Значит, стол - это стул? И т.д.
Слайд 16Задание.
"Испорченный телефон"
Игра помогает преодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за
столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.
Другой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).
Слайд 17Задание.
Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.
А) Логическая, смысловая
память
Подбираются 10 пар слов. Например: луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.
Б) Затем со словами, логически не связанными: кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.