Интегрированный урок
как средство формирования
метапредметных навыков
Стельмах Светлана Васильевна
заместитель директора
по учебно - воспитательной работе
август 2013г
Интегрированный урок
как средство формирования
метапредметных навыков
Стельмах Светлана Васильевна
заместитель директора
по учебно - воспитательной работе
август 2013г
Метапредметный подход
Для чего ?
Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщённости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов
Метапредметный подход
Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам
Особенности интеграции
Работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания.
Значение метапредметного подхода в образовании:
позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения;
вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания;
открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие;
Задача современного учителя
жизнь на уроке должна стать подлинной
Достижение умения учиться –
освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы
учебная цель
учебная задача
учебные действия и операции
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Метапредметный подход:
вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания
открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие
обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира - метадеятельности.
В основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками
Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное
значение:
1.Умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи
выбирать средства реализации цели
применять их на практике
взаимодействовать в группе в достижении общих целей
оценивать достигнутые результаты
Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное
значение:
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
обобщенные способы решения учебных задач
исследовательские, коммуникативные и информационные умения
умение работать с разными источниками информации
Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное
значение:
3. Готовность к профессиональному выбору:
умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний
Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику
В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук
Создание системы интегрированных уроков :
согласование учебных программ
обсуждение и формулирование общих понятий
согласование времени изучения
взаимные консультации
планирование тематики и конспектов интегрированных уроков
В процессе интеграции формируются метапредметные умения:
аналитические
учебно-информационные
коммуникативно-речевые
Аналитические умения:
сопоставлять явления и факты
выделять главное
составлять из отдельных элементов целую картину
формулировать общую проблему
делать философские, экономические, политические, нравственные выводы
Учебно-информационные умения:
.извлекать информацию из различных источников
составлять план
отбирать материал по заданной теме
составлять письменные тезисы
подбирать цитаты
составлять таблицы, схемы, графики
.
Коммуникативно-речевые метапредметные умения:
составлять связное устное высказывание
соблюдать орфоэпические и грамматические нормы
выделять интонационно-значимые части высказывания
соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения
сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах
использовать различные средства наглядности
выражать свое мнение и аргументировать его
оформлять научно-исследовательские работы
пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато)
вести дискуссию
Интеграция
Внутрипредметная - необходима, т.к. ученики каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
ЦЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать
Результаты интегрированных уроков
единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах
язык и речь
культура
взаимоотношения людей
физическое и нравственное здоровье
состояние здоровья как нормы жизни
Что дает данная работа учителю?
рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации
освобождение учебного времени для изучения другого явления
исключение дублирования учебного материала усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
активизация мыслительной деятельности
интенсификация учебного материала
расширение сферы получаемой информации
подкрепление мотивации в обучении
умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов
снижение перегрузок
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть