Слайд 1Дудникова Оксана Анатольевна
Учитель-логопед МБДОУ № 41 «Заряночка»
Интеграция двигательной и речевой деятельности
в процессе физического воспитания дошкольников.
Слайд 2
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог
успешного освоения грамоты и чтения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста, то в дальнейшем у них возникнут трудности общения с окружающими. Закомплексованность ребёнка будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Слайд 3
.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий
в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Это обусловлено тем, что у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения.
Слайд 4
Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание
речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения.
Слайд 5В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей
(их речевой характеристикой). Выявив уровень психо -речевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре является: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.
На основании тематического плана учителя-логопеда составляется комплекс
речевого материала на развитие движений.
Слайд 6В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной
регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с нарушениями речи.
Слайд 7
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в
соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихотворений, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Слайд 8.
В совместной работе мы решили использовать следующие виды деятельности:
Общеразвивающие упражнения :
укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивают координацию движений общей моторики и двигательную память, формируют правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.
Слайд 9Артикуляционная гимнастика: проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций
речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.
Слайд 10Пальчиковая гимнастика: тренирует пальцы и кисти рук, развитие “ручной умелости”, стимулирует
деятельность речевых зон коры головного мозга. Подбирается с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.
Слайд 11Дыхательная гимнастика: способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развивает продолжительность выдоха, его силу
и плавность.
Слайд 12 Игропластика: помогает закрепить лексико-грамматические категории, дарит радостное настроение, свободу выражать
свои эмоции. Выполняется в сюжетно-игровой форме с использованием элементов древней гимнастики.
Слайд 13Оздоровительно-развивающие игры :позволяют решать двигательные задачи, координацию речи и движений, снятия
психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
Слайд 14Все выше перечисленные виды деятельности активно используются инструктором по физической культуре
на кружке «В музыкальном ритме сказок» который проходит один раз в неделю с детьми подготовительной логопедической группы. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоение упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.
Слайд 15Однако добиться положительного результата невозможно без помощи родителей.
В связи с этим
в нашем дошкольном учреждении проводится совместная работа инструктора по физической культуре с учителем-логопедом по закреплению отработанных знаний и умений в виде развлечений, игр – путешествий, объединенных одним сюжетом, которые проводятся 1 раз в квартал , на которые приглашаются родители.
Слайд 16Детям с речевыми расстройствами особенно эффективно сочетать дыхательную и речевую гимнастику и упражнения с мячами. По своим
свойствам мяч многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Мяч имеет определённые свойства – размер, цвет, запах, особую упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений. Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Поэтому дети логопедических групп активно приглашаются к посещению кружка «Весёлый мяч» который функционирует в нашем ДОУ на протяжении уже многих лет.
Слайд 17
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность
в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Залогом успеха являются:систематичность,планомерность,согласованность.Преемственность и взаимосвязь в работе учителя -логопеда и инструктора по физической культуре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно -развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребёнка