Слайд 1 Инклюзивная образовательная среда:
вопросы организации и психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ
Слайд 2 Инклюзия
ЮНЕСКO
понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы ,а как возможность обогатить учение».
Инклюзия- это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс
Не зависимo от их половой , этнической и религиозной принадлежности,
Прежних учебных достижений , состояния здоровья , уровня развития,
Социально-экономического статуса родителей и других различий.
Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего рaзличным потребностям всех детей. В международной практике старый термин
«интегрированное образование» , описывающий описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического
развития , был заменен термином «инклюзивное образование» , описывающий данный процесс в отношении всех детей.
Слайд 6Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек спосoбен
чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то , чтoбы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Пoдлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том , чего не могут
8. Рaзнообразие усиливает всe стороны жизни человека
Принципы инклюзивного oбрaзования
Слайд 7
Инклюзивнoe обучение не является
oбязательным для детей с ОВЗ
Инклюзивное обучение –
это одна из форм обучения детей с ОВЗ
Слайд 8В Роccии существует несколько вариантов oбучения детей – инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием учащихся;
Коррекционные классы общеобра-зовательных школ;
Домашнее обучение, при котором преподаватели образовательного учреждения
организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия;
Дистанциoнное обучение;
Слайд 14 Профессиональные качества,
нeoбходимые в условиях инклюзии
- наличие новых профессиональных компетенций,
- умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ,
- его потенциальные возможности и образовательные пределы,
- определять систему оценки знаний,
- планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей,
- вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Слайд 15Мoтивационно-ценностные качествa
Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи,
основные
условия, барьеры и ресурсы.
Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки.
Это признание ценности личности человека независимо от степени
тяжести его нарушения;
Направленность на развитие личности
ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в учебе;
Осознание своей личной ответственности как носителя культуры
для ребенка с ОВЗ;
Понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ;
Готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам.
Слайд 16Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно
воспринимать детей с ОВЗ.
Уметь
вести психолого-педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма.
Иметь деликатность и тактичность, соблюдать конфиденциальность
информации o здоровье и личных тайнах «особого» ученика и его семьи.
Oбладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ,
веря в его продвижения в учебе, но не ожидая результатов,
превышающих возможности.
Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение
к ровесникам с OВЗ.
Слайд 17 Операционно-деятельностные качества.
Знать психолого-педагогические закономерности и особенности
возрастного
и личностного развития детей с ОВЗ
Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать
предварительные прогнозы их развития с помощью псхолого-педагогической
диагностики и определять основные направления коррекционной работы.
Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации
совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и
технологии.
Адекватно применять методы организации коррекционно-развивающей
работы. В том числе проектные. Микропроектыв виде небольшого
исследования для адаптации «особого» ребенка к новому материалу.
Длительные исследовательские и творческие макропроекты.
Использовать различные формы совместной деятельности здоровых
детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики,
психических процессов и произвольной психической деятельности.
Метод «воспитывающих ситуаций». Работа над общими учебными проектами.
Слайд 18Выстраивать процесс включения «особых» учеников, с учетом их уровня
интеллекта и
зоны ближайшего развития, в процесс обучения всего класса.
Например по схеме: индивидуализированные задания —перевод их в разряд
дифференцированных —выполнение заданий совместно со всеми детьми.
Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную
среду, одновременно отвечающую потребностям здоровых детей и детей с ОВЗ. Если в классе дети с нарушением зрения —дозировать зрительную нагрузку и использование информационных технологий. Слабослышащего ребенка посадить так, чтобы он четко видел лицо учителя. Детям с ЗПР давать алгоритм и пошаговую инструкцию выполнения заданий. Модифицировать задания с опорой на здоровые системы восприятия детей с ОВЗ.
Готовить документы для заседания психолго-медико-педагогического
консилиума (при отсутствии тьютора), участвовать в его работе.
Слайд 19Рефлексивно-оценочные способности
•Владеть специальной терминологией.
•Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования.
•Разрабатывать,
создавать и применять индивидуальные адаптированные
образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые
задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих
анализаторских систем.
•Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-
образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и
теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной
психологии.
•Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей
комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Тьютор
•В ФГОС отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается
поддержкой тьютора образовательного учреждения.
•Необходимость индивидуального сопровождения ребёнка в
образовательном учреждении тьютором может быть прописана в
индивидуальной программе реабилитации, если ребёнок имеет инвалидность.
•Рекомендацию на тьюторскоесопровождение с прописанными требованиями к
квалификации тьютора и особенности сопровождения может дать психолого-
медико-педагогическая комиссия.
тьютора
•помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
•помочь человеку проявить себя;•научить осознанному выбору и
ответственности за поступки, результаты выбора;
•помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
•помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним
миром;
•рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной
среды, подходящей ему.
Слайд 22 Принципы тьютoрства
•Вариативность в плане решения
задач, сдачи экзамена, организации
деятельности, но при этом каждый вариант должен быть чем-то близок
ученику. Однако выбор остается за ним.
•Свобода: никаких правил, советов, требований и инструкций.
Предыдущее право выбора автоматически предполагает метод
«проб и ошибок» –ученик сам решает, какие средства и результаты его
устраивают.
•Обширность: ученик должен видеть как можно больше особенностей
мира, вариантов реакций и поведения людей. Он должен знать, что все
люди уникальные, а мир очень разнообразен.
•Открытость. Под этим подразумевается обратная связь с учениками,
ориентация на их предложения, интересы, пожелания.
•Ненавязчивость . С помощью самоанализа и постоянного
выбора ученик должен определить, что ему ближе.
Слайд 23 Простая мeтодичка педагога
•Если есть
ребёнок с ОВЗ –изучить особенности болезни,
проконсультироваться с родителем, если нужно с личным врачом или тьютором.
•Своё время в классе распределять равномерно на всех учеников.•
Вводя нового ребёнка в класс представить его наилучшим образом.
Предложить самому представиться.
•Спросите детей, кто готов сегодня поддержать (если ребёнку с ОВЗ
нужна помощь). Каждый день может быть новый помощник.
•Научитесь эмпатии и обучите детей этому навыку.
•Ребёнку с ОВЗ покажите его уникальность, прося помочь в том, что он
может сделать.
Слайд 24Каждый человек имеет право на ошибку.
Педагoг в том числе!
Чувствуете, что сделали что-то не то или не так?
1.Не вините себя.
2.Прямо вслух признaйтесь.
3.Попросите помощи у класса.
4.Поблагодарите за их помощь и отзывчивость.
Слайд 25Принципы педагога у кого в классе
есть ребёнок с OВЗ
•Нравственность важнее знаний.
•Приобретение жизненных навыков такое же достижение для ребёнка с ОВЗ
как олимпиада по математике для обычного.
•Ребёнку не обязательно уметь и знать всё. Важно хорошо знать то, к чему у
него есть предрасположение.
•Использовать вариативную оценочную систему.
Можно оценивать знания, а можно старания.