Презентация, доклад Игры на развитие фонематического слуха и фонематического анализа

«Игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Слайд 1«Игры на развитие фонематического слуха и фонематического анализа»
Подготовила: Хромова М.А. учитель-логопед


МКОУ БГО Чигоракская СОШ
«Игры на развитие фонематического слуха и фонематического анализа» Подготовила: Хромова М.А. учитель-логопед МКОУ БГО Чигоракская СОШ

Слайд 2 «Игра влияет на формирование всех психических процессов,

от самых элементарных до самых сложных».
Д.Б. Эльконин


Ежедневная коррекционная работа, требующая произвольности и определенных усилий зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.
Использование игры в логопедической работе делает занятия живыми, веселыми. Таким образом, приобретаемые ребенком знания и навыки становятся окрашены положительными эмоциями. Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает ребенка к самостоятельным действиям.

В логопедической работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функцию. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат.
При этом игра не должна снижать рабочего настроя воспитанников, не делать занятия развлекательным времяпрепровождением.

«Игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Слайд 3
Фонематический слух – это правильное восприятие звуков

родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова.
От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова.
А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет неграмотным! Вот, какую важную роль играет фонематический слух!!!
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ-умение определять последовательность и количество звуков в слове.




Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это

Слайд 4 Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические

игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать. За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой! Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Давайте же приступим к играм по развитию фонематического слуха у Вашего ребенка!

Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие

Слайд 5
Работа по развитию фонематического восприятия начинается

на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1.узнавание неречевых звуков;

2.различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

6. анализ звукового состава слова

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно

Слайд 6Узнавание неречевых звуков
Детей учат различать звуки громкие – тихие, долгие (длинные)

– короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые) .
“Кто услышит больше звуков? ”,
“Назови звуки групповой комнаты”,
“Назови звуки улицы”,
“Вспомни звуки леса, луга, болота”,
Звучание музыкальных инструментов - на столе лежат несколько музыкальных инструментов, сначала ребёнок запоминает звучание каждого из них, а затем на слух угадывает;
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой” - в одинаковые металлические баночки помещаются продукты различной величины: манка, гречка, горох, фасоль, песок и т. д. А потом, так же как и с инструментами, запоминает и угадывает;
«Отгадай, что звучит» Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«Найди предмет по звучанию» - выставляются 4-5 предметов о которые можно стучать карандашом, сначала ребёнок запоминает звучание каждого, затем угадывает.
“Жмурки с колокольчиком”- ребенка просят закрыть глаза и звонят в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Узнавание неречевых звуковДетей учат различать звуки громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные

Слайд 7Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов

и фраз

Игра «Кто позвал? », ребёнок отворачивается и догадывается, кто из родных или детей его позвал, сначала по имени потом чтобы усложнить «АУ»;
Реплики сказочных персонажей разной высотой голоса;
Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, и просит ребёнка повторить;

Игра «Тихо-громко», направленна на изменение звукокомплекса по высоте и силе: взрослый предлагает сказать МЯУ: громко (кот рядом и просит, есть, тихо (кот за дверью, высоко (маленький котёнок, низко (старый кот) ;

Игра «Разговор шепотом», суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз  Игра «Кто позвал?

Слайд 8 Различение слов, близких по звуковому составу
Игра "Не ошибись"

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас) .
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки) ".
Ослик любит очень золотую (осень) ".
Различение слов, близких по звуковому составу  Игра

Слайд 9Различение слогов

К четвертому этапу ребенок уже подготовлен к

тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Различение слогов   К четвертому этапу ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые

Слайд 10Различение звуков


Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков

Игра «Кто (что) издает звук?», поиграть в звуки: комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.
Различение звуков   Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков   Игра «Кто (что) издает

Слайд 11 Анализ звукового состава слова

Термином "фонематический

(звуковой) анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Работа начинается с анализа гласных звуков.
1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
2.Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
Анализ звукового состава слова     Термином

Слайд 12 Игра "Пропустим мы во двор слов особенных набор".

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: "Во двор мы будем "пропускать" только слова с заданным звуком". Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу, если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".






Приступаем к анализу согласных звуков

При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.
Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем ребенок называет звук отдельно (жук, лук, кот) .

Игра "Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать".
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Игра

Слайд 13 Только после того, как ребенок научится без труда

выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа:
-это определение места звука в слове (начало, середина, конец);
-определение последовательности звуков в слове, их количества.
Как живо, весело и интересно проходят игры! Их проведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение.
Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь. И Вам не пришлось устраивать для этого некую школу на дому.

Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!


Только после того, как ребенок научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к

Слайд 14Использованная литература

1.Куниченко О. А. «Развитие фонематического слуха»
2.Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического

восприятия и навыков звукового анализа»
Использованная литература1.Куниченко О. А. «Развитие фонематического слуха»2.Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть